Школьник не хочет общаться с родителями


В написании статьи участвовал(а)
Вертунова Анастасия Андреевна
Невролог
Подростковый возраст — это период бурного роста и развития организма как с физической, так и с психологической стороны. Именно в такие моменты ребенок плохо идет на контакт со взрослыми, может быть замкнутым и молчаливым. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» готовы помочь родителям выстроить правильные отношения с подростком и предупредить развитие психоэмоционального блока между ними.
Почему возникает потребность в личном пространстве
В этом возрастном периоде подросток начинает активный поиск собственной уникальной сущности, а также своего «Я». Ребенок находится в стремлении обрести себя как личность, что, безусловно, сказывается и на его отношениях со взрослыми. Сын перестал общаться с матерью, дочь который день не выходит на контакт — все это объясняется потребностью в некотором отчуждении от всех тех, кто ранее оказывал на них влияние. Родители в первую очередь попадают в категорию людей, с которыми подростку трудно наладить общение.
В подростковом возрасте ребенок стремится избежать детской зависимости от взрослых в семье, которые длительное время выступали для него в нескольких качествах:
- источник эмоционального тепла и поддержки;
- субъект «верховной власти»;
- пример для подражания;
- источник жизненного опыта.
В период эмансипации ребенок не хочет говорить с родителями и обсуждать свои проблемы, тем самым пытаясь достичь определенного уровня автономии, а также независимости от них.
Варианты поведения подростков в конфликтной ситуации
Появившееся чувство взрослости вызывает у подростка отчуждение по отношению к семье, которое внешне проявляется в негативизме, а также желании побыть в одиночестве. Возникновению конфликтного поведения у детей в этом возрасте способствует отсутствие внимания к следующим факторам:
- индивидуальным психологическим особенностям;
- возрастным изменениям;
- необходимости перестройки отношений со взрослыми.
Поведение подростка в подобной ситуации может быть как конструктивным, так и деструктивным. Если в первом случае вмешательство специалиста необязательно, то второй вариант требует всестороннего внимания.
Чем помочь ребенку
Специалисты Центра знают, что делать, если ребенок не разговаривает с родителями о своих чувствах, проблемах, и готовы помочь даже в самой сложной ситуации. Вот несколько рекомендаций, которые обязательно помогут установить дружеские, доверительные отношения в семье:
- нужно обеспечить подростку определенную степень свободы в домашних условиях, а также личное пространство;
- пообщаться с ребенком можно и по собственной инициативе, но с соблюдением границ (стучать перед тем, как войти в комнату);
- важно не забывать проявлять заботу в отношении подростка, ведь сейчас он очень раним, а его самооценка неустойчива;
- нужно поддерживать ребенка, обеспечивать чувство безопасности и оптимизма;
- взрослым важно стараться учитывать асимметрию интересов с подростком, гасить в себе недовольство и раздражение;
- нужно объективно оценивать достоинства, недостатки подростка и сбалансировать его права с обязанностями.
Семья — главный институт развития ребенка, а в подростковом периоде она имеет для него особое значение. С одной стороны, подросток нуждается в поддержке стремления к автономности, а с другой — в эмоциональном тепле и любви. Знание всех перечисленных аспектов поможет родителям сохранить взаимопонимание с детьми и помочь им пройти сложный подростковый возраст максимально безболезненно.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3