Как развить логическое мышление у ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Если у ребенка проблемы с логическим мышлением, значит, ему тяжело общаться со сверстниками, получать знания, осваивать новые навыки. Во взрослой жизни это чревато потерей социальных связей, репутации, финансов. Люди с хорошо развитой логикой умеют распознавать причинно-следственные связи, определять главную мысль, формировать собственные, независимые от посторонних лиц, умозаключения. Это защищает от лжи и мошенников, от навязываемых услуг и ненужных покупок. Логика нужна в любой отрасли, не только при изучении точных наук. Обнадеживает то, что проблемы с развитием логики детей вполне можно решить.

Когда начинать занятия

Основы логического мышления у детей закладываются в 2,5–3 года. В этом возрасте с малышами просто играют, предлагая им элементарные задания. Обучение логическому мышлению детей 3–4 лет предполагает собирание кубиков, пазлов и конструкторов. Деткам нравятся яркие интересные картинки, состоящие из крупных кусочков, строительство домиков, мостиков. В этом возрасте малыши уже умеют разгадывать простые загадки и головоломки. Постепенно задания усложняются, элементы пазлов и конструкторов становятся все мельче, а предлагаемые схемы сборки — хитрее.

Научные изыскания в сфере изучения особенностей логического мышления у детей показали, что уже в первом классе данную сферу следует постоянно совершенствовать: школьникам важно понимать смысл текста, уметь аргументированно объяснять.

Однако сразу, в первом же классе, ребенок сталкивается с огромным объемом информации, подвергается столь колоссальным интеллектуальным, эмоциональным и физическим нагрузкам, что дополнительные занятия, в том числе логикой, возможно, уже просто никак нельзя вставить в расписание. Поэтому стоит начать заниматься ее развитием пораньше, в 4–5 лет. В этом возрасте малыши уже способны сравнивать, делать анализ и выполнять классификацию.

Тестирование на состояние логической сферы

Специалисты нашего Центра для выявления нарушения логического мышления у детей предлагают провести небольшое тестирование. Задания дают постепенно, возможно, в течение нескольких дней. Все описанные упражнения используются не только для тестирования, но и для развития логического мышления детей.

1 задание

Ребенку дают задание с заведомо ошибочными исходными данными. Например, он должен принести синий мяч, который лежит в правом ящике. Задание нельзя выполнить, потому что на самом деле цвет игрушки желтый, или она лежит на полу. В идеале ребенок должен принести мяч и прокомментировать ошибку взрослого, то есть указать, что конкретно было неправильно (цвет или местоположение предмета). Плохо, если малыш надолго задержится в комнате, а потом скажет, что ничего не нашел. Значит, ему не удалось сообразить, отыскать, проявить внимательность.

2 задание

Чтобы проверить образное словесное логическое мышление у детей, им предлагают закончить высказывания. Например, «Если ты старше сестры, то она…» Ответ: «Младше меня». Еще один вариант: «Если линейка длиннее ластика, то он….» Ответ: «Короче линейки». В норме ребенок 5–7 лет должен правильно продолжить хотя бы половину из предложенных утверждений. Хуже всего, если он промолчал или сказал, что не знает.

3 задание

Нужно предложить ребенку пофантазировать, продолжив обычные фразы вроде: «Сегодня мы идем гулять, потому что…» Малыш должен объяснить почему: «На улице тепло, мы планировали прогулку, хотели поиграть в мяч…» Чем интереснее предлагаемые версии, тем выше уровень развития ребенка.

4 задание

Необходимо придумать вопросы, на которые нельзя дать однозначный ответ. Например: «Все, кто умеют летать, — это птицы?» Ответ: «Нет, потому что самолет летает, но это машина, потому что есть страусы и пингвины, которые являются птицами, но летать не могут». Еще один вариант: «Можно ли разбить воду?» Ответ: «Да, ведь когда она замерзает, она становится льдом, а лед можно разбить». Хорошо, если ответы обоснованные и развернутые.

5 задание

Более сложное задание — построить логическую цепочку и попросить ребенка сделать вывод. Например: «В комнате 4 угла, в каждом углу по кошке. Напротив каждой из них сидит по 3 кошки. Сколько кошек в комнате?» Ответ: «4». Еще один пример: «Тане и Кате купили платья (синее и красное). Катин наряд не синий. Какое платье у Тани?» Ответ: «Синее».

Упражнения для младших школьников

Детям школьного возраста дают уже другие задачи для развития логического мышления: добавляют ребусы, математические задания. С первоклассниками уже можно играть в домино.

Что делать с ребенком, который учится во 2–3 классе, для развития его логического мышления — сконцентрироваться на совершенствовании критического восприятия. Его нужно учить различать правду и вымысел. В этом деле помогают игры:

  • «Ассоциации», когда один из игроков называет предмет, а второй должен назвать похожий и объяснить ход своих мыслей;
  • «Данетки» — здесь один участник загадывает некий предмет, а второй должен угадать, что это было, задавая вопросы, на которые можно ответить только «Да» или «Нет»;
  • «Верю-не верю». Взрослый озвучивает какой-то факт, а ребенок должен сказать, правда это или вымысел. Естественно, малыш должен обосновать свой ответ.

Так можно играть где угодно: на прогулке, в дороге, в очереди. К тому же это еще один повод пообщаться с собственным ребенком, наладить с ним контакт и побольше узнать о его интересах.

При формировании логического мышления у детей стоит использовать конструкторы «Лего». К каждому набору идет инструкция по сборке, что полезно и для формирования логики, и для тренировки внимания и усидчивости. Эффективны такие способы развития логики ребенка как:

  • настольные игры: шашки, шахматы, UNO, лото;
  • головоломки: кубик Рубика, лабиринты, пазлы;
  • математические задачи;
  • разгадывание ребусов, кроссвордов, сканвордов;
  • вычисление закономерности;
  • построение последовательности;
  • специализированные онлайн-сервисы.

10-11-летних детей начинают обучать программированию. Сначала они работают на графических языках. Также им уже можно предложить провести простые физические или химические эксперименты.

Развитая логика — почему это важно?

Развитая логика помогает вычленять суть в коммуникационном потоке, четко и правильно формулировать мысли, принимать обдуманные решения — все, что пригодится не только в период обучения в школе. Сегодня, во времена высоких технологий, умение логически мыслить становится жизненно необходимым навыком, обеспечивающим конкурентное преимущество на рынке труда. Специалисты называют несколько причин, которые обусловливают важность и необходимость развивать логическое мышление ребенка:

  1. Непрерывное интеллектуальное развитие — связано с тем, что технологии стремительно прогрессируют, и человек вынужден соответствовать требованиям времени, поскольку только живой, энергичный, гибкий ум поможет ему не оказаться на задворках цивилизации.
  2. Правильно выражать мысли и формулировать вопросы: стержневое умение одинаково как для учебы, так и для жизни в социуме, поскольку для того, чтобы получить скорый и точный ответ на любой из вопросов, важно уметь грамотно и правильно его задать.
  3. Различать правду ото лжи — внешнее коммуникационное пространство переполнено противоречивой информацией, а именно благодаря развитой логике удается сопоставлять различные факты и сведения, сравнивать источники и не оказаться жертвой обмана, мошенничества.
  4. Находить/принимать оригинальные, нестандартные решения — ключевой навык для работы в профессии с доминантой на интеллектуальный труд, в котором без изобретательности просто не обойтись.

В рамках развития логики не стоит ограничивать игры исключительно точными науками: ребенок быстро остынет к ним. Лучше превратить обучение в творческие, забавные игры, например, по описанию свойств того или иного предмета изобразить его на бумаге или составить небольшой рассказ с заданными простыми предложениями и словосочетаниями. Занятия такого плана способствуют не только развитию и укреплению логического мышления ребенка, но также и раскрытию его творческого потенциала, развитию фантазии и воображения.

И напоследок…

Как укрепить логику ребенка? Предлагать то, что ему интересно и при этом заставляет думать. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводит занятия с детьми с различными нарушениями. Одним из элементов всех программ является развитие логического и критического мышления у детей дошкольного и школьного возраста. Чем раньше приступить к работе над этой сферой, тем больших успехов можно достичь. Важно, что сначала логика поможет ребенку с обучением, а потом и с освоением профессии.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

Записаться
отзывы наших пациентов