Педагогическая коррекция проводится у нас не по дробным психическим процессам, а в комплексе и адресуется ко всей личности в целом. Вместе с тем всегда обращается внимание на главный, ведущий признак дефекта во взаимодействии ребенка с окружающими, выявляются причины и корректируются согласно принятым методикам. Как комплекс воспитательных мер, направленных на устранение нарушений поведения и развития детей, педагогическая коррекция проводится в командной работе педагогов и врачей, специализирующихся в области психологии.
Цели и задачи педагогической коррекции
Запущенность в педагогической коррекции в развитии детей является одной из основных проблем. Это обусловлено различными причинами психологического и педагогического характера. Но в работе с детьми нами используются действенные программы и методики, направленные на устранение имеющихся затруднений.
Перед проведением воспитательных мероприятий важно сформулировать их цели и задачи, педагоги должны четко представлять, чего они хотят добиться.
Целями педагогической коррекции являются:
- повышение уровня развития ребенка;
- работа по формированию речевых и социальных навыков, способности к усвоению нового материала.
К задачам педагогической коррекции относятся:
- определение возможностей дошкольника или младшего школьника (по какой программе ему обучаться, посещать ли обычный детский сад и массовую школу, требуется ли направление в логопедическую группу, нужна ли помощь тьютора, рекомендуется ли посещать класс или его целесообразно перевести на домашнее обучение);
- организация индивидуальных занятий с учеником.
Цели и задачи должны быть реалистичными, при их формулировке нужно учитывать продолжительность занятий и индивидуально-психологические особенности ребенка. Детям сознательного возраста следует в привлекательной форме сообщить о намеченных целях коррекционных занятий. Тогда они будут настойчиво стремиться к успеху.
Этапы педагогической коррекции
Работа педагогов с детьми проводится непрерывно и последовательно. Для достижения положительных результатов, необходимо постепенно переходить от одного этапа к другому:
- провести педагогическую диагностику общего уровня развития ребенка, проверить его словарный запас, способность пересказывать учебный материал, контактировать со взрослыми и сверстниками;
- изучить причины нарушений развития и поведения;
- разработать программу коррекционных мероприятий, выбрать направление, формы и методы работы;
- реализовать намеченную программу;
- проанализировать результаты и оценить эффективность работы.
Однако родителям следует помнить и понимать, что им нельзя отстраняться от участия в воспитании детей и всю ответственность перекладывать на педагогов-психологов. Для достижения успехов необходимы совместные усилия воспитателей и учителей, родителей или законных представителей, а также самого ребенка.
Методы коррекционной работы
Выбор методов коррекционного воздействия зависит от возраста ребенка, его индивидуально-психологических особенностей, вида и глубины нарушений, времени их выявления. Чем раньше начнется работа с такими детьми, тем больше шансов на успех коррекционных мероприятий.
Задержка психоречевого развития, в отличие от умственной отсталости, может быть успешно преодолена в дошкольном и младшем школьном возрасте. Таким детям необходимы индивидуальные и групповые занятия, на которых формируются:
- правильное восприятие предметов (форма, цвет). Для работы с дошкольниками используют сенсорные игрушки (пищалки, яркие зверушки, издающие звуки, тактильные палочки);
- основные мыслительные процессы (отгадывание загадок, решение математических головоломок);
- память и внимание (заучивание стихов, сравнение картинок);
- мелкая моторика (изготовление различных поделок).
В процессе проведения игр и упражнений нужно не только исправлять уже сложившиеся дефекты, но и формировать новые умения и навыки.
У больных с расстройствами аутистического спектра задержка развития вторичная. Для ее преодоления необходимо формировать интерес к окружающему миру, навыки общения, правильное поведение. Этим занимается АВА-терапия. Задания разбиваются на блоки, которые необходимо освоить. Любое достижение поощряется похвалой или маленьким подарком. Неудача не одобряется.
Коррекционные занятия с детьми, страдающими заиканием, направлены на улучшение навыков общения со сверстниками, преодоления стеснительности.
Таким образом, коррекционные занятия с педагогом очень важны для детей с задержкой психоречевого развития, РАС, заиканием. Они помогают полностью или частично преодолеть интеллектуальные, речевые и поведенческие нарушения.
Напомним, проблема помощи детям с задержкой психоречевого развития, расстройствами аутистического спектра, заиканием по-прежнему остается актуальной в нашей стране. По данным статистики, отставание в развитии обнаруживают у 70-80 тыс. малышей, свыше 31 тыс. человек страдают аутизмом. Устная речь нарушена почти у 60% первоклассников. Родителей нужно информировать о помощи, которую могут оказать специалисты их детям. В статье мы расскажем о мерах педагогического воздействия на проблемного ребенка.
Стоимость консультации нейропсихолога составляет 3500 рублей 2490 рублей до конца месяца *