В каком возрасте отдавать ребенка в школу

В написании статьи участвовал(а)

Новрузов Мехди Насреддинович

Невролог

Многих родителей беспокоит вопрос, во сколько лет лучше отдать ребенка в школу. Особенно серьезно эта проблема стоит, если ребенку исполняется 7 лет зимой или весной. Ведь в этом случае более раннее поступление в школу экономит целый год. Раньше в школу принимали только детей, достигших полных 7 лет. Сегодня у родителей есть выбор, и этот выбор порой озадачивает.

Шестилетки в школе: суть проблемы

Отдав ребенка в школу в 6 лет, можно сэкономить ему целый год. Но почему тогда родители, поступившие так, иногда жалеют о своем решении? Все дело в психологической и физической подготовке будущего школьника. Несмотря на то, что первоклассников сильно не нагружают, им приходится сидеть за партой по 3-4 урока в день. От ученика требуют усидчивости, внимательности, терпения и желания учиться, осваивать новые знания.

Тонкая грань отделяет воспитанника садика от школьника. Дети, еще не готовые к получению знаний, просто хотят играть. На вопрос о школе они с энтузиазмом могут ответить, что готовы к поступлению. На самом деле такие дети просто хотели бы сменить обстановку — новизна кажется им привлекательной.

Стремление к знаниям приходит позже, и нужно найти такой момент, когда приходит пора попрощаться с детским садом. Тот факт, что ребенок умеет читать и считать, ни о чем не говорит. Не стоит обольщаться и думать, что он подготовлен к поступлению в школу. Иногда лучше задержаться в садике, чем неудачно стартовать в школе.

В некоторых странах понимают суть проблемы и вообще не нагружают первоклассников. Первый класс становится для детей промежуточным этапом, когда происходит переключение с игр на учебу. В России ситуация совсем другая: здесь школа — серьезное учреждение, где с первого класса требуют готовности к получению и освоению знаний.

Как понять, что пора в школу

Существует несколько аспектов готовности ребенка к школе:

  • Волевой. Будущий школьник должен управлять поведением и вниманием, быть усидчивым. Если он начнет постоянно отвлекаться, это повлияет на отметки.
  • Физиологический. Надо смотреть, насколько организм ребенка готов к новым нагрузкам.
  • Интеллектуальный. Здесь подразумевается не умение читать, писать и считать, а базовые навыки вроде памяти, мышления, внимания, речи. Часто родители уделяют много времени тому, чтобы научить ребенка механическому письму, но забывают, что ребенок должен дозреть до письменной речи, так как функциональные центры, задействованные в формировании навыка письма, участвуют в формировании многих других функций.

Развивать именно базовые способности нужно по той простой причине, что они позволяют успешно осваивать новые знания. Если ребенок умеет писать и считать, но отвлекается, ничего не запоминает, мыслит сумбурно, то процесс обучения пострадает качественно. А при наличии базовых навыков дети легко осваивают чтение, письмо и счет.

Есть еще один способ определить готовность к школе. Родителям не надо останавливаться на вопросе, хочет ли ребенок в школу. Нужно спросить его, почему он туда хочет. Ответы у готовых и не готовых к учебе детей очень различаются.

Со школой надо повременить, если ребенок отвечает, что ему подарят красивые карандаши или у него появятся новые друзья. Это вторичная мотивация, никак не связанная с учебой. Ответ готового к школе ребенка всегда связан с учебой и получением новых знаний. Если в ответе заметно желание учиться, становиться умнее, осваивать новые знания, то можно уверенно записываться в школу. Школьника отличает сознательность, понимание того, для чего требуется обучение.

Нейропсихолог всегда поможет

Если хочется, чтобы ребенок пришел в школу подготовленным, можно ходить с ним на различные развивающие курсы. Они отлично сочетаются с посещением детского сада, дают нужные знания, но не предъявляют к детям высоких требований.

Если ребенок поступит в школу рано, он может начать отставать от сверстников. Такой старт влияет на дальнейшую учебу. Школьник решит, что он просто не самый способный, чем будет оправдывать лень. Процесс учебы должен быть связан с приятными эмоциями, чувством радости от нового этапа в жизни. Тогда школа не будет восприниматься негативно, а процесс учебы станет легким.

Если родителям все-таки сложно самостоятельно определить с вопросом, готов ли ребенок к школе, то стоит обратиться к нейропсихологу.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов