Речевая готовность детей к школе

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Психологи считают дошкольный возраст самым важным этапом онтогенеза, так как в этот период идет подготовка когнитивных функций детей к новому виду деятельности — обучению. Соответствие речи ребенка возрастным нормам — главный показатель готовности к школе. В Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» логопеды и дефектологи проводят диагностику уровня сформированности речи ребенка перед школой. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в наших клиниках проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития.

Важные новообразования возраста, связанные с речевым развитием

В возрасте 6–7 лет у ребенка начинает формироваться внутренняя позиция школьника. Игра уступает ведущее место учебной деятельности. Многие дети в этом возрасте овладевают чтением по слогам, у них формируются элементарные математические представления, совершенствуется мелкая моторика. Личностные и психические изменения создают предпосылки для успешного овладения первоклассником школьной программы.

Однако подготовка к школе предполагает не только стимулирование у ребенка желания учиться, но и совершенствование речи. Степень развития речи определяет успешность адаптации детей в начальной школе. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — правильно оценить и диагностировать нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Признаки подготовленности к школьному обучению

Логопеды уделяют пристальное внимание речи детей, идущих в школу, так как это базовое условие успешного овладения чтением и письмом. Признаками готовности к систематическому обучению в школе являются такие показатели развития речи у детей, как:

  • высокий уровень слухового восприятия и фонематического слуха, которые определяют степень понимания первоклассниками инструкций учителя;
  • развитые коммуникативные навыки, богатый словарный запас, обеспечивающие успешную социализацию в новом коллективе;
  • умение логично и последовательно излагать собственные мысли, которое поможет правильно отвечать на вопросы учителя;
  • четкое и правильное произношение всех звуков родного языка, необходимое для грамотного письма;
  • знание лексико-грамматических основ русского языка, обеспечивающее понимание и пересказ художественных текстов.

Психофизиологи доказали неразрывную связь речи и мышления. Это означает, что становление навыков чтения, коммуникации и письма влечет за собой созревание мозга и интеллектуальных функций. Высокий уровень развития у ребенка базовых компонентов речи до поступления в первый класс необходим для:

  • успешного усвоения различных понятий и терминов из разных отраслей знаний в процессе изучения школьных дисциплин;
  • выполнения творческих заданий, участия в проектной деятельности;
  • эффективного общения с одноклассниками;
  • комфортного взаимодействия с педагогами и сотрудниками образовательного учреждения;
  • профилактики ситуативной тревожности, обусловленной дефектами произношения.

В клиниках «НейроСпектр» на основании результатов комплексного логопедического обследования разрабатывают программы коррекции, дают рекомендации родителям по подготовке дошкольников к поступлению в первый класс. Обращение за квалифицированной помощью — это гарантия предотвращения школьных трудностей, связанных с неуспеваемостью и отсутствием у ребенка друзей в классе.

К подведению итогов

Нарушения в функциональной работе мозга у детей способны оказать серьезное влияние на их готовность к школе, поскольку такие нарушения являются ответственными за различные проблемы. Например, такие нарушения у некоторых детей, как расстройство внимания, гиперактивность или дислексия оказывают негативное влияние не только на их успехи в учебе, но и на самооценку, социальные отношения и общее психологическое благополучие.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов