Развитие графомоторных навыков

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Развитие графомоторных навыков — важное условие подготовки к систематическому школьному обучению. Упражнения, направленные на графомоторное развитие, стимулируют работу головного мозга. Дошкольникам, имеющим речевые дефекты, интеллектуальные отклонения и поведенческие проблемы, необходима помощь специалиста в становлении графомоторных навыков. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» психологи и дефектологи проводят занятия по графомоторике для детей дошкольного возраста, направленные на подготовку руки ребенка к письму. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.

Общие сведения о графомоторике

В педагогике и психологии под графомоторикой понимают особое положение руки при письме. Движение кисти при таком положении обеспечивает успешное копирование заданного графического образца, выведение разных элементов прописных букв русского языка, равномерное закрашивание фигур. Однако для формирования ровного почерка важны не только двигательные навыки. Компонентами графомоторных навыков являются:

  • правильное положение ручки или карандаша в руке, обеспечивающее ритмичность его движений по листу бумаги;
  • способность ученика в деталях воспринимать наглядный образец и переносить его на бумагу;
  • оптимальный нажим во время написания букв;
  • умение точно соединять точки, обводить фигуры и линии.

Графомоторные навыки нельзя отождествлять со свободным творчеством. Когда дошкольник рисует, он руководствуется исключительно своей фантазией, изображая то, что ему в данный момент хочется. Упражнения на развитие графомоторики тоже включают рисование, но не по собственному замыслу юного художника, а по четкой инструкции взрослого.

Развитием графомоторных навыков у детей педагоги и психологи занимаются с раннего возраста. Предпосылкой для становления этих умений является формирование навыков самообслуживания в виде застегивания пуговиц, завязывания шнурков.

Как развивают графомоторику у дошкольников

По мнению педагогов, развитие графомоторики необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как при овладении письмом мышцы руки должны работать слаженно. Подготовить руку ребенка к овладению письмом помогают графомоторные упражнения:

  • вырезание ножницами геометрических фигур из бумаги, складывание из них фигурок по заданной инструкции;
  • лепка из пластилина или соленого теста;
  • обведение рисунков по пунктирному контуру;
  • завязывание узелков, бантиков, нанизывание бусинок на нитку, игры со шнуровкой.

Слабое развитие мелкой моторики осложняет процесс овладения письмом. Неровный почерк, многочисленные ошибки, обусловленные невнимательностью, снижают познавательный интерес ребенка и учебную мотивацию. На базе клиник Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» в игровой форме тренируют мелкую моторику и координацию движений руки, что обеспечивает качественную подготовку детей к школе.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга. Наши педагоги и психологи проведут оценку развития ребенка, разработают индивидуальный план коррекции и лечения по уникальным методикам, эффективно используют различные техники и подходы, которые помогут развить графомоторные навыки малыша.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов