Увеличение словарного запаса у детей

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Размер активного словарного запаса дошкольника определяет успешность его дальнейшего обучения в школе. Как показывают результаты психолого-педагогических и логопедических исследований, у современных детей словарный запас узкий, а в процессе речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми они часто принимают пассивное участие, и это вызывает беспокойство у специалистов. Если ребенок через 1–2 года пойдет в школу, самое время начать формировать его словарный запас. Одно из главных направлений работы в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр»— формирование словарного запаса в рамках общего развития речи.

Речевые нормы в период дошкольного детства

Выводы об общем уровне психического развития индивида логопеды и психологи делают на основании результатов логопедической диагностики. Основным критерием в ней является объем активного словаря у дошкольника. Оценивают уровень развития словарного запаса ребенка по общепринятым нормам:

  • годовалые дети используют в повседневном общении 10–15 слов лепетного типа (ляля, баба, дядя) и слова, основанные на звукоподражании (ав-ав, би-би), при этом главное, чтобы ребенок понимал не менее 10–15 слов;
  • в полтора года дети должны понимать не менее 100–150 слов, могут начинать использовать не только существительные, но и глаголы в повелительном наклонении;
  • к двум годам малыши заявляют о своих потребностях и выражают эмоции с помощью 300–400 слов;
  • в два с половиной года ребенок должен понимать не менее 1500–2000 слов, включая сложносочиненные предложения;
  • активный запас слов трехлетки расширяется до 1500 лексических единиц;
  • старшие дошкольники умело пользуются 3500–5000 слов.

Если по результатам планового обследования, проведенного специалистами в детском саду, у ребенка выявлен малый объем активного словаря, это не повод для отчаяния. Систематические занятия с квалифицированными педагогами нашего Центра помогут решить проблему, а игровой формат занятий будет способствовать познавательному и коммуникативному развитию дошкольника, что важно для его дальнейшей социализации и успешного освоения школьной программы.

Методы, приемы и способы коррекционно-развивающей работы

Основная цель такой работы заключается в расширении словарного потенциала, обогащении лексических навыков и развитии коммуникативных способностей у детей. Для достижения этой цели важно определить задачи, которые включают разнообразные методы и приемы. Одна из задач — ознакомление детей с новыми словами и понятиями через игровую, интересную форму обучения. Другая задача — развитие у детей навыков самостоятельной работы с лексическим материалом, активное использование новых слов в речи.

Для того чтобы улучшить качество коммуникации дошкольников, в клиниках нашего Центра организована совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития, направленная на восстановление процессов в головном мозге. Эффективными методами развития детского словаря являются:

  • ежедневное групповое общение на самые разные темы;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание сюжетных картинок и составление рассказов по ним;
  • игровая и творческая деятельность со сверстниками;
  • дидактические игры.

Своевременное обращение за помощью к специалистам нашей клиники гарантирует оперативную активацию речевого центра. Врачи, логопеды и психологи нашего Центра одинаково понимают проблемы детей и помогают подготовиться к школе малышам, чей словарный запас не соответствует возрастной норме из-за патологий центральной нервной системы. Мощные алгоритмы комплексной помощи способствуют быстрому восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов