Наглядное моделирование как средство развития речи

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Наглядное моделирование — эффективный метод развития речи у детей, особенно у тех из них, у кого нарушения механизмов артикуляционного аппарата обусловлены психоречевыми расстройствами. Технология наглядного моделирования позволяет детям лучше воспринимать и понимать информацию, улучшать свои коммуникативные навыки и расширять словарный запас. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития.

Основные концепции и виды

Использование наглядного моделирования в образовательном процессе является эффективным инструментом для развития артикуляционных навыков малышей. Развитие речи методами наглядного моделирования особенно актуально для детей дошкольного возраста. Как правило, именно в этом возрасте основная цель педагогов и воспитателей — формирование правильного произношения у детей, а этот инструмент является одним из самых эффективных способов достижения этой цели.

Наглядное моделирование в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) помогает детям лучше понимать окружающий мир, развивает их воображение, моторику, способствует формированию позитивных эмоций и интереса к обучению. Метод эффективно используется для объяснения дошкольникам различных понятий. Например, с помощью таких макетов можно представить различные профессии, животных, числа, буквы и формы, что помогает усвоению материала и стимулирует активность детей в процессе обучения. В ходе занятий также активно используются картинки, плакаты и презентации, демонстрирующие различные предметы и явления.

В клиниках Центра «НейроСпектр» специалисты активно применяют несколько видов наглядного моделирования:

  • рисунки и рисование — помогают детям визуализировать и выразить свои мысли и идеи;
  • модели из пластилина или конструкторов — способствуют развитию моторики, пространственного мышления и творческого мышления;
  • интерактивные доски или планшеты — позволяют детям взаимодействовать с контентом и обретать новые навыки с помощью игровых элементов;
  • миниатюрные модели — позволяют малышам увидеть и изучить объекты в масштабе;
  • виртуальная реальность и аргументированная реальность — предоставляют увлекательные и иммерсивные (искусственная или специально смоделированная среда для полного погружения в образовательный процесс) возможности.

В ходе занятий дети усваивают новые слова и понятия лучше и быстрее. Когда ребенок видит конкретный объект или визуальное изображение предмета, ему гораздо легче понять и осознать его. Иллюстративные формы помогают дошколятам связать абстрактное понятие с конкретным образом и представить его в своем воображении.

Эффективность метода в коррекции психоречевых нарушений у детей

В своей работе логопеды-дефектологи Центра «НейроСпектр» применяют изображения реальных объектов в стилизованной форме и схемы, которые служат для подробного изучения характеристик и особенностей различных предметов. Метод хорошо зарекомендовал себя в обучении детей с психоречевыми нарушениями:

  • задержка развития речи;
  • дислексия;
  • дизартрия;
  • афазия;
  • аутизм и др.

В наших клиниках дети обучаются основам стихосложения, учатся разгадывать простые и сложные загадки, самостоятельно создавать описательные рассказы и знакомятся с произведениями искусства.

Наглядное моделирование способствует развитию речи у детей посредством обучения новым словам и стимулирования активного произношения. Когда дети видят предмет или картинку, они приобретают возможность называть его, описывать свойства, задавать вопросы о нем. Это расширяет их словарный запас, хорошо развивает навыки общения и выражения своих мыслей.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов