Профилактика аддиктивного поведения

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Аддиктивное поведение у детей — психологическая защитная реакция на психотравмирующие ситуации. Развитие аддиктивного поведения начинается, если ребенок сталкивается с болью, страданием, непониманием со стороны родителей и сверстников. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» рекомендуют заниматься профилактикой развития различных форм аддиктивного поведения у детей для предупреждения трудностей социализации и возникновения неуспеваемости в школе. При восстановлении функций мозга у детей мы объединяем усилия врачей и специалистов по функциональному развитию, которые используют различные активизирующие методики, чтобы помочь детям развить свои способности.

Общие сведения об аддикции и ее причинах

Аддиктивным поведением называют зависимость, которая позволяет человеку уйти от проблем реального мира, забыть о трудностях, отвлечься посредством изменения собственного психического состояния с помощью психоактивных веществ. Примерами аддиктивного поведения являются:

  • злоупотребление алкогольными напитками;
  • табакокурение и использование электронных сигарет;
  • химическая зависимость, возникающая в результате систематического употребления человеком наркотиков и сильнодействующих медицинских препаратов;
  • патологическая увлеченность индивида компьютерными играми и виртуальной реальностью;
  • сознательный отказ человека от общения в реальном времени в пользу коммуникации с друзьями в сети посредством мессенджеров, форумов, пабликов.

Формирование любой формы аддиктивного поведения ставит под угрозу не только психическое и физическое здоровье человека, но и общественную безопасность. Риск развития аддиктивного поведения наблюдается у детей, склонных к демонстрации открытого протеста против установленных в обществе норм и правил. Жажда новых впечатлений, желание казаться взрослым и быть принятым в общество сверстников толкают подростков на необдуманные поступки, влекущие за собой проблемы с законом и потерю здоровья. Именно этим и обусловлена необходимость профилактической работы в образовательных учреждениях, направленной на формирование у школьников социально одобряемых моделей жизни.

Аддиктивное поведение у детей обусловлено различными причинами, в том числе неврологического характера:

  • генетическая предрасположенность к зависимостям;
  • нарушения нейрохимии мозга (дисбаланс нейромедиаторов);
  • повреждения мозга в результате травмы или других физических воздействий;
  • нарушения в развитии нейронных сетей, отвечающих за контроль поведения и принятие решений;
  • стресс и депрессия, вызванные различными факторами, влияющими на функционирование нервной системы;
  • нарушения в работе префронтальной коры, ответственной за регуляцию импульсивности и принятие решений;
  • гиперактивность и дефицит внимания, которые приводят к поиску стимуляции в аддиктивном поведении;
  • перегрузка информацией и постоянное внимание к цифровым устройствам, вызывающим зависимость.

У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Основы профилактики и лечения зависимых форм поведения

Условно профилактические мероприятия в образовательном учреждении, направленные на устранение факторов развития аддиктивного поведения у обучающихся, делятся на следующие этапы:

  1. Первичная профилактика. На этом этапе проводится просветительская работа. Задача учителей и социального педагога — донести до детей опасность формирования химических зависимостей. Главная целевая аудитория на этом этапе — дети, которые еще незнакомы с запрещенными препаратами и веществами.
  2. Вторичная профилактика. На этом этапе педагоги школ обращаются за помощью к внешним организациям для проведения работы с теми подростками, которые уже попробовали алкоголь, сигареты и наркотики. Задача этого этапа — предупредить повторное обращение детей к опасным удовольствиям. Для этого предлагается вовлекать подростков группы риска в социально одобряемую деятельность, приобщать их к волонтерскому движению и активному участию во внеурочных воспитательных мероприятиях, городских акциях.
  3. Третичная профилактика. На данном этапе работа ведется с личностями, имеющими стойкую форму зависимости. Без медицинской помощи вернуть таких людей к нормальной жизни не представляется возможным. Важно не только вылечить зависимость, но и предупредить рецидивы.

Особенностью профилактики и лечения аддиктивного поведения является комплексный характер воздействий. Поэтому в профилактике и терапии аддикций должны принимать участие родители, педагоги, сотрудники правоохранительных органов и медики. Успешность лечения зависит от готовности самого пациента вернуться к нормальной жизни.

Благодаря своевременному применению методов активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка, нам удалось разработать высокоэффективный алгоритм воздействия. Этот алгоритм способствует восстановлению нормальной работы мозга и помогает детям преодолеть возникшие трудности.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов