Что такое задержка речевого развития у детей ? Что это за диагноз?

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Отставание ребенка в освоении речевых навыков по сравнению с большинством сверстников должно вызывать беспокойство родителей, поскольку это может свидетельствовать о наличии патологий нервной системы и психики. Но даже если причины отсутствия связной речи у трехлетнего малыша безобидны и не связаны с органическими поражениями головного мозга и нервов, необходимо «разговорить» его как можно скорее. Ведь с помощью речи малыш познает мир и развивается интеллектуально, а задержка речевого развития у детей неизбежно влечет за собой отставание в умственном и психическом развитии.

Симптомы ЗРР

Чтобы понять, имеет ли место задержка речи у ребенка, нужно знать возрастные нормы. Они таковы:

  1. Уже начиная с полутора–двух месяцев, младенец должен гулить — издавать негромкие протяжные звуки, отличные от плача.
  2. Примерно в 4–5 месяцев гуление сменяется лепетом — вначале однообразными, а затем и различными повторяемыми слогами, которыми младенец выражает свои желания и эмоции, «общается» со взрослыми.
  3. В возрасте 7–8 месяцев лепет оформляется в лепетные слова, которыми младенец называет различные предметы, людей, действия. Часть из них — правильные, например, «ма-ма», «дай», а другие свойственны только для речи маленьких детей — «ам-ам», «ту-ту» и т. п.
  4. С девятимесячного до годовалого возраста в лексиконе малыша уже должны появиться первые простые слова «мама», «папа», «ляля», «киса» и т. д. Обычно у девочек они появляются на 1–2 месяца раньше, чем у мальчиков.
  5. В один год нормально развивающийся малыш понимает обращенный к нему разговор, знает названия окружающих предметов и может их указать (импрессивная речь), произносит около 10 простых слов.
  6. В возрасте 18–20 месяцев обычно происходит «лексический взрыв» — словарный запас малыша резко возрастает, он начинает произносить слова, которые понимал, но не мог воспроизвести. Если этого не происходит, то это говорит о задержке экспрессивной речи.
  7. В 2–2,5 года у малыша должна сформироваться фразовая речь, он должен говорить предложениями из 3–4 слов.
  8. К трехлетнему возрасту детишки должны иметь в словарном запасе 500–800 слов и самостоятельно строить из них фразы. Часто в этом возрасте малыши придумывают собственные слова по законам своего языка — «пальчатки» вместо перчатки, «крутилятор» вместо вентилятор и т. п.
  9. Дети без задержки развития речи в 4 года обычно используют в разговоре не менее 1–1,5 тысячи слов.

Задержка речевого развития — это отставание от верхних границ вышеперечисленных норм не менее чем на 4 месяцев — для мальчиков и 2 месяца — для девочек.

Причины ЗРР у детей

Отставание в речевом развитии может быть обусловлено целым рядом причин, которые можно разделить на две категории:

  • медицинские причины ЗРР у ребенка, связанные с патологиями головного мозга и другими заболеваниями, например, плохим слухом;
  • социальные причины, связанные с недостатком общения.

Патологии развития головного мозга появляются вследствие:

  • генетических факторов;
  • пороков внутриутробного развития, вызванных инфекциями, стрессами и приемом лекарственных препаратов беременной;
  • родовых травм;
  • перенесенных в младенчестве инфекционных заболеваний.

Если малыш имеет проблемы со слухом, то это является серьезным препятствием к освоению речи, ведь она формируется посредством подражания. Важно выявить эту патологию как можно раньше, чтобы скорректировать слух или принять другие меры для обеспечения возможности нормального развития речи.

Симптомы ЗРР у детей, вызванные социальными факторами, бывают обусловлены:

  1. Педагогической запущенностью, когда социальные контакты резко ограничены и развитием ребенка никто не занимается. Крайним проявлением педагогической запущенности являются дети-«маугли».
  2. Сменой языковой среды, когда вокруг малыша общаются на разных языках. Такие ситуации требуют от родителей особого внимания к речевому развитию их сына или дочери.
  3. Гиперопекой, предвосхищающей все потребности малыша. В таких условиях стимул осваивать речь просто отсутствует.

К критическим периодам, когда диагноз ЗРР ставится чаще всего, относятся:

  • возраст от одного до двух лет, когда у малыша может быть диагностирована алалия (речь отсутствует или сильно недоразвита);
  • трехлетний возраст, для которого характерны такие нарушения, как отказ говорить — мутизм, а также появление заикания;
  • возраст 6–7 лет, когда повышен риск развития афазии — частичной или полной потери речевых навыков вследствие осложнений на мозг после перенесенных инфекционных заболеваний.

Какие бы причины ни вызвали ЗРР у детей, важно, чтобы они как можно раньше были выявлены. Чем скорее речевым развитием ребенка займутся специалисты, тем проще достичь хороших результатов в освоении импрессивной и экспрессивной речи.

Диагностика

В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится комплексная диагностика нарушений речи у детей, включающая обследование у таких специалистов, как невролог, логопед, нейропсихолог. При наличии показаний маленькие пациенты проходят УЗИ и ЭЭГ, которые в совокупности с другими диагностическими методами позволяют поставить точный диагноз.

Обследование поможет развеять страхи родителей относительно умственной неполноценности ребенка или наличия тяжелых нервно-психических заболеваний. А если они все же будут выявлены, то ранняя диагностика позволит своевременно назначить лечение, что значительно повышает шансы на благоприятный исход.

Но чаще всего причины ЗРР легко поддаются коррекции, и после проведения терапии и курса физиотерапевтических процедур, а также систематических занятий с логопедом, психологом и родителями детишки в развитии речи быстро догоняют своих сверстников.

Лечение ЗРР у детей

После установления диагноза для каждого ребенка составляется индивидуальный план лечения, который может включать в себя такие эффективные методики, как:

  • мануальная терапия;
  • массаж;
  • транскраниальная магнитная стимуляция.

Эти процедуры позволяют активизировать участки мозга, отвечающие за речевое развитие, благодаря чему обучающие занятия, которые проходят в игровой форме, дают гораздо более ощутимые результаты. Специалисты нашего Центра помогут установить, есть ли ЗРР у ребенка, определят ее причины и сделают все возможное для овладения малышом связной и правильной речи.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов