Роль логопеда в инклюзивном образовании
В написании статьи участвовал(а)
Кожевников Алексей Вадимович
Реабилитолог, Невролог
Закрытие детских садов в 1990-х годах негативно сказалось на образовании. Многие дети, имеющие различные речевые расстройства, не смогли посещать специализированные дошкольные учреждения, так как они располагались вдали от дома. И работа логопеда была дополнительной, и охватывала не всю систему, а лишь некоторые детские сады. Но увеличение количества детей с речевой патологией привело общество к переосмыслению обучения и вывело инклюзивное образование на новый уровень.
Что такое инклюзивное образование
Под инклюзией понимается наличие общей поддержки детям или семьям, которые в ней нуждаются. Инклюзивное образование — это включение различных категорий детей в структуру единого образовательного процесса, а также признание и учет их особенностей и различий в способности к обучению.
Из данного определения следует, что дети с дефектами в развитии имеют право посещать обычные образовательные учреждения, но их особенности должны учитываться при построении программы обучения. Для таких детей организуется поддержка, ставятся определенные задачи, ориентированные на их возможности.
К достоинствам данной формы обучения можно отнести то, что дети, независимо от индивидуальных особенностей в физическом или интеллектуальном развитии интегрируются в общую образовательную систему. Ученики не только получают базовые знания, но и социализируются в обществе своих нормально развивающихся сверстников.
Принципы инклюзивного образования
Любая образовательная система имеет принципы, построенные на основе ФГОС дошкольного или школьного воспитания и обучения, и инклюзивное образование не является исключением из данных правил.
Среди основных принципов можно выделить:
- толерантность, так как при совместном обучении люди принимают особенности другого человека;
- равенство детей и ценность каждого в отдельности, независимо от уровня способностей или физических качеств;
- интегрированность позволяет социализироваться особенным обучающимся, а также развить навыки коммуникации;
- полноценность получения знаний, как и у нормально развивающихся детей.
Соблюдение принципов психолого-педагогического инклюзивного образования способствует полноценному развитию людей с ОВЗ, так как при такой системе они воспринимают себя частью общества и группы, и, соответственно, меньше обращают внимание на свое нарушение.
Значение и роль логопеда в системе инклюзивного образования.
Существуют достаточно тяжелые речевые патологии, например, дизартрия или ринолалия и другие, при которых обучение в условиях инклюзии, но без логопедической помощи будет сложным и неэффективным. Во многих случаях желательнее обучаться в специализированном учреждении, но если родители желают посещать массовую школу или сад, то в данном случае необходимо разработать на данного обучающегося специальную программу, а также проводить коррекционные логопедические занятия в системе. Только при таком подходе будет положительный эффект от учебной деятельности.
В настоящее время роль логопеда в образовании повышается. Он является диагностом, который на первоначальных этапах должен увидеть проблемы, которые в дальнейшем будут мешать обучающемуся успешно учиться, а затем создает такие психолого-педагогические условия в инклюзивном образовании, чтобы данные проблемы ликвидировать.
Кроме того, логопед не только работает над речевым развитием детей, но и помогает наладить коммуникативные отношения с нормально развивающимися сверстниками.
К важным логопедическим задачам можно отнести:
- провести обследование с целью выявления уровня речевой патологии;
- составить программу для детей с ОВЗ;
- разработать планирование индивидуальной коррекционной работы;
- проведение коррекционно-развивающей работы;
- взаимодействовать со специалистами учреждения (педагог-психолог, дефектологи, воспитатели или учителя) и родителями.
- проанализировать динамику речевого развития в процессе образования;
- разработать рекомендации для улучшения коррекционной работы.
Реализация задач логопедической помощи направлена не только на совершенствование речевых показателей обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, но и на налаживание коммуникаций с их сверстниками из группы или класса.
Таким образом, в работе логопеда с детьми можно выделить следующие этапы: диагностический, коррекционно-развивающий, организационно-методический, консультативно-просветительский и профилактический.
В условиях инклюзивного образования специалист должен участвовать в работе психолого-медико-педагогической комиссии, методических объединениях, расширять количество логопедических пособий и литературы. Кроме того, предъявляются высокие требования к уровню образования педагогов. Специалист должен обладать такими качествами, как профессионализм, компетентность и стремление к саморазвитию.
В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» работают с детьми, имеющими различные патологии, такие как расстройство аутистического спектра, задержка речевого развития, отсутствие речи, нарушения психического развития, синдром дефицита внимания и гиперактивности, трудности в обучении и многое другое. В Центре используются уникальные методики коррекции и лечения различных отклонений.
Кроме того, специалисты Центра обладают высоким профессионализмом и осуществляют работу по следующим направлениям: консультирование и диагностика, медицинская и педагогическая коррекция.
Таким образом, роль логопеда в инклюзивном образовании связана не только с ребенком, имеющим речевой дефект, но и с нормально развивающимися сверстниками, родителями и другими педагогами.
Стоимость диагностики логопеда-дефектолога 3800 рублей 1400 рублей *
* акция действует с понедельника по пятницу!
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108