Почему ребенок кричит (истерики)

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

С такой проблемой, как требовательный крик, сравнимый с истерикой, родители детей с нарушениями психоречевого развития или расстройствами аутистического спектра (РАС) сталкиваются нередко. А все потому, что чем меньше у ребенка навыков общения и возможностей для взаимодействия, тем чаще ему приходится криком выражать какие-то из своих желаний или, напротив, недовольства. Без сомнения, так поступают большинство малышей, но со временем при обычном, нормальном развитии они овладевают новыми способами коммуникации, и поведение стабилизируется. У детей с нарушениями речевого развития или РАС крик, граничащий с истерикой, остается в коммуникативном арсенале продолжительное время.

Классификация криков — аффективный срыв или крик-требование?

Родителям важно уметь различать два разновидности крика, поскольку каждая из них требует от них разных моделей поведения со своим ребенком. К первой относится аффективный срыв, относящийся к группе психических нарушений, ко второй — так называемый крик-требование, цель которого состоит в удовлетворении того или иного желания. Виды различаются физиологически, обусловлены разными причинами, но нередко и тот, и другой выглядят одинаково.

При аффективном срыве ребенок перестает контролировать свое поведение, впадает в состояние, схожее с беспричинным страхом, панической атакой. Объясняется это тем, что у него исчерпались «запасы» саморегулирования. Срыв зачастую становится следствием эмоциональной или сенсорной перегрузки, а также может случиться из-за обманутых ожиданий (так, для детей с РАС чрезвычайно важно ощущение предвидения любой ситуации, ее предсказуемость, и в том случае, если привычный порядок поведенческой или коммуникативной ситуации нарушается, то это воспринимается ими не иначе как угроза своей безопасности).

Крик-требование обеспечивает ребенку безапелляционную победу в коммуникации, и если контроль за собственным поведением не утерян окончательно, то такой крик может сигнализировать о том, что малыш хочет что-то получить или пытается чего-то избежать.

Как правило у требовательного крика имеется конкретный адресат, на котором ребенок внимательно отслеживает, как взрослый реагирует на его поведение. Он может сначала разразиться криком, а затем затихнуть, оставляя таким образом «коридоры» для «переговоров» (если ему доступна развитая речь). Если же взамен получает то, чего хотел, то вскоре останавливается и успокаивается. Однако в состоянии срыва, он не может сразу перестать кричать и успокаиваться ему приходится долго. В такой период ему безразлична реакция взрослого, и он всячески избегает любого с ним контакта. Между тем случается, что сначала он кричит, чего-то требуя, а затем ресурсы его истощаются и «нетвердость» требования вконец оборачивается аффективным срывом.

Какие причины «подначивают» детей к истерике и крику

Известно, что дети в период возрастных кризисов первого года и трех лет достаточно активно проявляют «оппозиционность» к тем или иным требованиям родителей, категорически отказываются что-либо выполнять, упрямятся и пытаются всячески отстаивать свои текущие желания, при этом становятся непослушными настолько, что бессознательно идут наперекор установленным в семье правилам и традициям. Зачастую истерики могут свидетельствовать о признаках переходного этапа личностного развития. А причины такого поведения кроются в ситуациях, которые и провоцируют вспышки гнева или злости, необходимость отчаянного сопротивления. Среди таких причин специалисты называют:

  • Ощущение физического дискомфорта, при котором боль, зуд, голод или жажда провоцируют вероятность неконтролируемого эмоционального приступа, а перегрев или духота — ночных истерик.
  • Отсутствие достаточного внимания со стороны взрослых, при котором эмоциональное возбуждение ребенка усиливается из-за невозможность поделиться своими эмоциями и в результате — неконтролируемый выплеск обиды и раздражения.
  • Усталость или физическое утомление повышают риск истерики особенно после активных игр, общения с другими детьми или события, наполненного эмоциями (например, шумных праздников, продолжительных прогулок или поездок), и тогда приступы чаще всего случаются по вечерам.
  • Безуспешное стремление к самостоятельности, когда при чрезмерной заботе родителей (гиперопеке) формируется кризисное состояние, при котором возникает естественное сопротивление, выражающееся истерикой.
  • Конфликты со сверстниками, которые происходят из-за того, что дети в силу недостаточного развития коммуникативных навыков не способны в достаточной мере пояснить свои желания или мысли во время совместных игр, что в итоге выливается в протест в виде истерического приступа.
  • Непоследовательное или противоречивое поведение самих взрослых, при котором у малыша отсутствуют ориентиры для выстраивания собственной линии поведения: например, нерешительные запреты неожиданно сменяются дозволенностью, что приводит малыша в полное смятение и провоцирует истерики.

Для того, чтобы своевременно сладить с ребенком — справиться с его криком во время истерики, родителям важно научиться правильно и эффективно предотвращать такие эмоциональные всплески, при этом не снижать, а, напротив, повышать и улучшать качество воспитательного процесса.

Как предупредить истерики

Специалисты вкупе с профессиональной помощью рекомендуют родителям развивать коммуникационные навыки малыша, обучать его альтернативным и дополнительным способам общения, а также укреплять навыки саморегуляции, создавать развивающую среду, которая максимально бы подходила для той или иной конкретной бытовой ситуации.

Поэтому чем больше ребенок осваивает коммуникационных навыков, тем более он овладевает способностью к саморегулированию, тем разнообразнее становится его взаимодействие с окружающими, а крик постепенно уступает лидерство в системе общения. Однако в случае крика стратегии поведения самого взрослого может принципиально отличаться. В момент крика-требования важно найти в себе силы методично объяснить и обучить ребенка тому, что невозможно криком получить все, чего он хочет, а параллельно пояснить, каким именно способом (просьбой, правильным жестом) можно получить желаемое. Правда, при этом взрослому придется настроиться решительно и не уступать очередному крику. Выдержать такое эмоционально и не сорваться на ответный крик родителю бывает достаточно трудно. Поэтому к решению проблемы важно также подключать профильного специалиста.

Словом, чтобы помочь ребенку справиться с состояниями, приводящими к срывам, важно создать для него абсолютно безопасные условия (например, убрать предметы, о которые ребенок может удариться, или увести из шумного, многолюдного места), ничего категорично не требовать, а желательно перейти на дружелюбный тон в формате просьбы, при этом ограничиваться минимумом самых простых, понятных слов. Необходимо сделать все, что поможет малышу успокоиться и почувствовать себя услышанным. Совсем не помешают в этих целях различные ритуалы, направленные на создание благодушного, успокоительного фона, в котором ребенок почувствует себя комфортно и уверенно.

 

Стоимость консультации нейропсихолога составляет 3500 рублей 2490 рублей до конца месяца *

Вам будет интересно

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов