Монологическая речь

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Монологическая речь — это форма устного речевого высказывания, последовательное и непрерывное изложение мыслей человеком. Она не появляется самостоятельно и считается частью человеческого общения. Детям дошкольного возраста обязательно нужно научиться высказываться содержательно, использовать аргументы, грамматически правильно выстраивать предложения. Эффективные занятия с логопедом Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогают ребенку стать общительнее, приобрести уверенность, преодолеть стеснительность. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития.

Особенности формирования

Развитие монологической речи всегда имеет огромное значение в подготовке к школьной учебе, поскольку такой навык требуется для успешного усвоения и представления информации. К наиболее эффективным способам относятся:

  • чтение и изучение литературы — помогает расширить словарный запас и понимание языка;
  • тренировки устной речи — совершенствуют навыки выражения мыслей и уверенность в себе (например, чтение вслух, участие в обсуждении);
  • составление и объяснение планов — улучшает способность высказываться четко и последовательно;
  • использование аудио- и видеозаписей — когда ребенок может одновременно слушать и анализировать свою речь, обращать внимание на языковые ошибки или недочеты.

В некоторых случаях монологическая речь детей невыразительная или бедная из-за ограниченного запаса слов, некорректного грамматического построения фраз. Это не позволяет ребенку интенсивно развивать умение вести монолог, четко высказывать личные мысли. Если дошкольник не владеет достаточным количеством слов, ему тяжело составлять даже простые рассказы.

Еще одна сложность становления связной монологической речи — потребность в удерживании смысла произнесенной информации. В ходе беседы ребенок опирается на реплики собеседника. Это помогает ему следовать за диалогом. Во время монолога нужно сосредотачиваться на своих суждениях, что для детей довольно сложно. В результате речь получается не всегда логичной, иногда обрывистой.

Основные разновидности

Выделяют два главных вида монологической речи: репродуктивная (подготовленная) и продуктивная (создание своих высказываний). Первая предполагает использование памяти, разных схем и зрительных опор. Вторая является естественной: ребенок применяет ранее усвоенный материал в совершенно новых ситуациях.

Существует несколько форм монологов:

  • описание;
  • рассуждение;
  • повествование.

Все вышеперечисленные высказывания требуют навыков владения монологической речью, связного изложения фактической информации и собственных мыслей.

Методы коррекции

Развитие монологической речи у детей с нарушениями речи является важной задачей для речевого реабилитационного процесса. Монологическая речь отличается от диалогической речи, в которой происходит обмен информацией между двумя или более людьми. В нашем Центре применяются следующие подходы и методы:

  • игры и упражнения (например, игра в «что я делал вчера» позволяет развить навыки повествования и структурирования времени);
  • расширение словарного запаса (например, с помощью составления историй или описания картинок);
  • упражнения на структурирование речи (составление рассказа, используя картинки или слова в правильном порядке);
  • использование различных речевых моделей (сказки, стихи, рассказы) для развития фантазии и способности описывать предметы, события и людей.

Обучение детей монологической речи проходит в клиниках «НейроСпектр» в комфортных условиях, дети с удовольствием выполняют развивающие упражнения, участвуют в разных мероприятиях. Занятия проходят в игровой форме, что позволяет быстро заинтересовать любого ребенка. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов