Как правильно хвалить ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Методика кнута и пряника используется в воспитательных целях довольно давно. Только если раньше подобные инструменты действительно приносили результат, малыши становились покладистыми, готовыми помогать и слушать старших, то к современным детям необходимо искать иной подход. В частности, он должен быть основан на регулярной похвале, чтобы у ребенка не возникало проблем с самоопределением, чувства неудовлетворенности своей личностью. Какие виды поощрений детей существуют? Как научиться хвалить ребенка, чтобы он вырос хорошим человеком? Ознакомившись с данным материалом, вы научитесь правильно хвалить ребенка.

Зависимость от сказанных слов

Похвала оказывает стимулирующее действие, позволяет создать условия для дальнейшего развития, движения вперед. При этом, когда речь заходит о похвале, то важно не перехвалить малыша. Где та грань, которую нельзя переступать?

Ведь в один момент может возникнуть ситуация, при которой маленький человек начнет ждать одобрения со стороны старших, а также от своего окружения. Его будущей целью становится ориентир исключительно на похвальбу, а не на достижение какой-то значимой и весомой цели.

В результате появляется собственная задача, а именно: получить похвалу от старших, используя любые способы поощрения ребенка. Как только он достигает своей цели, то теряет интерес к похвале. Стимул исчезает.

Привыкание к похвале возникает в том случае, когда взрослый хвалит ребенка за его работу. В Клинике детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» на это уделяется максимум внимания. К примеру, собрал пазл — умница, убрал игрушки — радуешь родителей. Подобная оценочная похвала становится особым средством, благодаря которому можно «управлять» его поведением.

Но есть и иная сторона медали. При такой ситуации родитель абсолютно не реагирует на то, что он делает. Вся работа малыша обесценивается, приравнивается к обычному поведению среднестатистического человека. В этом состоит понимание того, почему детей нужно хвалить.

В случае если какой-то поступок взрослый не замечает, то для чада данные действия перестают иметь ценность. Важно обращать внимание на то, что любой детский поступок имеет что-то хорошее в себе. Говоря хорошие слова, можно придать силы ребенку, вовлечь его в семейную жизнь.

Разновидности похвалы

Мало кто в курсе, как лучше хвалить ребенка. Согласно различным исследованиям, специалисты нашей клиники выделяют некоторую систему внутренних убеждений, которые оказывают первоочередное влияние на человека в детском возрасте. Так, у каждого из нас, вне зависимости от количества лет, имеется два типа установок: на данность и на рост. Тип установки будет определять жизненный путь, по которому двигается человек, оценивая свое движение как удачное или неудачное.

Если привить ребенку установку на данность или «зафиксировать» на этом его сознание, то это приведет к тому, что во взрослом возрасте он начнет воспринимать как свой ум в качестве чего-то постоянного, которое нельзя будет контролировать. В результате ему не удастся взять какую-то новую задачу, ведь взрослый человек будет бояться не достичь чего-то лучшего, чем было ранее.

В случае если маленькому ставят установку на рост или развитие, иными словами, прививают гибкость сознания, то любое качество может быть достигнуто и развито в будущем. Успехом в достижении цели выступает результат, который связан с целенаправленными усилиями и упорной практикой. Человек, который имеет установку на рост, находится в постоянном развитии, старается совершенствоваться, стремится решать сложные задачи, не боясь, что у него может не получиться что-либо.

Тот или иной вид установки напрямую связан с тем, хвалили ли родители ребенка в детстве. Чтобы укрепить установку на рост и развитии, важно говорить слова благодарности и хвалы не за способности малыша, а за те усилия, которые были им приложены в достижении цели. В результате нельзя оценивать интеллект или талант. Следует поощрять стремление детей добиться чего-то, участвовать в чем-то. Подобной похвалой возможно сформировать стойкость и гибкость в будущем.

Выделяют следующие типы похвалы, которыми активно пользуются родители, чтобы сын или дочь выросли знающими людьми:

  1. В виде компенсации. Подобный тип похвалы принято использовать в отношении тех детей, у которых имеется какой-то недостаток. К примеру, если у малыша плохой характер, имеется физический недостаток, тогда взрослый начинает хвалить ребенка за что-то хорошее, достигнутое им самим или при помощи кого-то. Следует помнить, что злоупотреблять такой похвалой не стоит, чтобы не вырастить из ребенка избалованного деспота.
  2. В виде аванса. В этом случае ребенка хвалят за то, что будет в будущем. Можно ли так хвалить детей? Да, ведь так можно внушить ему веру в собственные силы. Именно она позволяет решиться на что-то. Важно, что эффективное поощрение ребенка связано с регулярностью. Необходимо научиться хвалить ребенка как утром, так и вечером.

Психологи называют несколько типов аванса. Родители начинают хвалить ребенка тогда, когда он сделал что-то. К примеру, когда они считают, что малыш сделал что-то лучше, чем другой или одобряют любые попытки ребенка добиться чего-то, вне зависимости от того, получилось у него что-то или нет.

В результате методов поощрения ребенка родителями довольно много, и все они должны быть нацелены на достижения лучшего результата в будущем. Не важно, задумываетесь ли вы над тем, нужно ли вам хвалить ребенка или нет. Важно хвалить ребенка, чтобы сформировать у будущего взрослого основу, внутренний стержень. В противном случае можно воспитать неуверенного в себе человека.

Меры поощрения ребенка связаны с тем, что родителю хочется сделать все, чтобы малыш чувствовал себя значимым и любимым. Для этого важно учитывать, как правильно научиться хвалить ребенка, используя советы психолога.

Итак, взрослый начинает хвалить ребенка в следующих случаях:

  1. Особые достижения, которые были достигнуты ребенком. Все должно соответствовать возрасту. Преувеличивать или преуменьшать значимость малыша нельзя. К примеру, если малышу пять лет, можно использовать методы поощрения своего ребенка за самостоятельность или за понимание того, что от него потребовалось.
  2. Учет индивидуальных особенностей малыша. Можно начать подмечать проявление качеств, которые ребенку даются с особым трудом. К примеру, если девочка неуверенно чувствует себя во время выступлений, важно похвалить ее за преодоление своего страха.
  3. Отсутствие сравнения с другими детьми. Оценивать усилия ребенка необходимо в разрезе конкретного действия.

Как правильно поощрять, какими словами необходимо хвалить ребенка? Сложно представить, но не каждый родитель знает подобные правила и слова, действительно работающие с детьми.

Итак, для того, чтобы слова родителей обладали воспитательной функцией, следует сразу сказать, что такое «хорошо». В результате малыш начнет понимать ситуации, в которых он вел себя правильно, а также те, где поступал не совсем верно.

Правила поощрения сводятся к тому, что оно должно быть справедливым, а также полностью отражать поведение ребенка, его совершенные поступки. Нельзя хвалить, затем снимать какие-то запреты, а потом вновь забирать что-то и опять возвращать. Не следует поощрять ребенка за те поступки, который он должен уметь делать (к примеру, заправил кровать, надел куртку самостоятельно). Это привычные вещи, и в них нет ни грамма особенного поведения малыша.

Кроме того, родители должны понимать, что, даже если ребенок был обижен кем-то, его толкнули или что-то отобрали, то хвалить его в состоянии жалости нецелесообразно. В этой ситуации важно оказать ребенку поддержку, помочь в решении дела. Результативнее будет показать ему правильное поведение, дать совет в отношении случившейся ситуации.

Маме и папе следует постепенно отказываться от материального подкрепления поощрения ребенка. Невозможно всегда дарить подарки за то, что ребенок нарисовал картину лучше всех или выполнил сложное задание. Он не должен формировать в своем разуме связь «сделал что-то, следовательно, получил подарок».

Насколько часто следует заниматься поощрением детей?

Действия от обратного в воспитании ребенка, к примеру, отсутствие замечаний, что показывать язык плохо, а проговаривание хорошего поступка обладает лучшим эффектом. Пример поощрения ребенка: сказать, что если ему удастся собрать как можно скорее игрушки, то родителям удастся дольше погулять на с ним улице. В подобном случае у малыша появляется стимул добиться чего-то, сделать какую-то вещь.

Главным поощрением и мотивационным подарком по отношению к ребенку являются любовь и понимание со стороны родителей. Создание позитивной атмосферы в семье, уважение друг друга и высказывание подобного уважения — основа формирования полноценной личности, которая сможет в будущем добиваться сложных целей.

Конечно, похвала не должна говориться за обыкновенные дела, но ведь и она приятна. К примеру, застегнуть молнию просто, при этом подобное занятие требует максимум усилий и сосредоточения. Поэтому важно поощрять ребенка за то, что ему удалось справиться с такой застежкой.

Что делать, если сложно говорить слова похвалы

Конечно, постоянно хвалить чадо проблематично. К сожалению, не все родители понимают, зачем хвалить детей. В основном это связано с психологическими проблемами взрослых людей, правилами поведения в обществе и воспитанием, которое им привито. Поэтому выделяется довольно много причин, по которым воспитательный процесс в части поощрения детей сопряжен с многочисленными трудностями. Ведь важно сделать все аккуратно и лояльно по отношению ко всем.

  1. Основной причиной, почему родителям сложно бывает сказать слова похвалы ребенку, является отсутствие ресурса. Слово модное, но отражает нашу действительность. Мама и папа устают после работы, сталкиваются с проблемами, которые требуется решить. В таком состоянии заметить что-то хорошее в поведении ребенка им будет проблематично. Поэтому важно сохранять спокойствие, стараться обращать внимание на ребенка. Сложно, но можно выделить пару минут, чтобы сказать ему слова поощрения.
  2. Также некоторым родителям бывает проблематично применить в жизни слова из умных книг. Никто не может знать ребенка лучше, чем его мама и папа, так же, как и никто не подскажет на 100 % правильно, как воспитывать малыша. Только родитель может выбирать ситуации, за которые стоит поругать или поощрить сына или дочь.

Однако не всегда советы специалистов помогают в воспитании. При организации нормальной среды, создании комфортных условий для жизни отсутствует потребность в демонстрации собственного «Я». Нет эффективного поощрения ребенка. Поэтому в каждом конкретном случае важно определить для себя, стоит ли искусственно создавать похвалу ребенку или будет достаточным окружить его заботой и любовью.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов