Основные принципы логопедической работы

В написании статьи участвовал(а)

Гамбург Анастасия Михайловна

Невролог

Логопедическая работа — достаточно широкое понятие, которое включает в себя элементы педагогики, сурдопедагогики, олигофренопедагогики. Воспитание детей, страдающих от тех или иных нарушений речи, имеет свои особенности и отличия от работы со здоровыми малышами.

От логопеда требуется знание не только закономерностей в развитии речи, но и понимание принципов других процессов, связанных с речью. В первую очередь, это принципы учета механизмов патологий речи и их причин: как внешних, так и внутренних. Для достижения эффективных результатов логопедические занятия в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» должны носить последовательный характер, быть систематическими, наглядными, доступными и ориентированными на индивидуальность каждого ребенка.

Как проходит логопедическая работа

Патологии речи носят системный характер, поэтому коррекция проходит в тесном сотрудничестве с другими медицинскими работниками. Часто план логопедической работы включает не только коррекцию речи, но и медикаментозное лечение, психотерапевтическое консультирование. Различают следующие основные причины нарушений речи:

  1. Физиологические. Наиболее частая патология, с которой сталкивается огромное количество детей — неправильный прикус, он становится причиной проблем с произношением звуков. В таких случаях, помимо логопедической работы, требуется консультация ортодонта, который подбирает оптимальные методы терапии. Недоразвитость органов слуха или неправильная артикуляция также могут стать причиной недостатков речи.
  2. Психологические. Если ребенок с детства находится в неблагоприятных условиях, испытывает дефицит общения с членами семьи и сверстниками, не получает достаточно внимания, регулярно подвергается стрессу, могут возникнуть различные виды нарушений речи (дислалия, заикание). В случае если затронут социальный фактор, требуется вмешательство психотерапевта и психолога.

Многие патологии, связанные с речью, проявляются по причине нескольких причин как физиологического, так и психологического характера. В этом случае важно учитывать этиологию нарушений, содержание логопедической работы включает комплекс мер: психологическое, педагогическое и медикаментозное вмешательство.

Основные принципы логопедической работы

Принципами и методами логопедической работы называют общие положения, которым соответствует деятельность специалиста в процессе коррекции речевых нарушений. Различают общедидактические и специальные принципы логопедического воздействия. В число первых входит воспитательный характер обучения, систематичность занятий, последовательность в изложении материала, доступность и наглядность, стимуляция активной деятельности, индивидуальный подход к каждому ребенку, научность.

К специальным принципам организации логопедической работы с детьми относятся такие аспекты:

  1. Этиология и механизмы речевых патологий. Считается, что в логопедической деятельности необходимо учитывать ряд разнообразных факторов, которые стали причиной нарушения. В их число входят как внутренние (биологические и физиологические), так и внешние (социальные и психологические) факторы. Содержание логопедических занятий во многом зависит от этиологии нарушения. Нередки случаи, когда при одинаковой симптоматике и внешних проявлениях специалисты подбирают различные методики коррекционной работы.
  2. Системность и учет всех особенностей речевого нарушения. Имеется в виду, что специалист должен задокументировать все симптомы с указанием срока их появления, выявить ведущие нарушения. Структурно-функциональная организация речевой системы достаточно сложна, каждый компонент зависит от множества других, поэтому сбой в работе хотя бы одного ее звена приведет к проблемам всей системы.
  3. Комплексный подход, включающий вмешательство не только логопеда, но и других специалистов. Особенно касается этот аспект устранения сложных речевых патологий, таких как заикание, алалия, афазия и другие. При повреждении даже небольших речевых отделов коры головного мозга требуется посетить нескольких специалистов, чтобы выяснить, не пострадали ли память, способность к концентрации, мыслительные способности. Если такие факты будут выявлены, это существенно усложнит работу над речевой функцией и повлияет на выбор методики.
  4. Дифференцированный подход, состоящий в учете симптоматики нарушения в разрезе возрастных и индивидуальных особенностей конкретного ребенка. На основе этиологии логопеду нужно подобрать комплекс мер с учетом уровня развития речевых навыков, особенностей сенсорной сферы, моторики.
  5. Поэтапность. В организации логопедической работы выделяют различные этапы. На каждой стадии определены конкретные задачи, выбраны оптимальные методики и коррекционные приемы. Для перехода на следующий этап нужно последовательно сформировать предпосылки, тогда логопедическая работа будет результативной и эффективной.
  6. Развитие. В процессе коррекции специалист должен последовательно выявлять сложности и определять перечень задач, которые нужно будет выполнить на ближайших этапах общения с ребенком. Развитие той или иной функции осуществляется постепенно, то есть на том уровне, когда упражнение может быть выполнено ребенком самостоятельно, с незначительной помощью со стороны логопеда.
  7. Отногенетический принцип логопедической работы. Коррекция ведется с учетом закономерностей, по которым строится развитие форм и функций речи: от простых к сложным, от конкретных — к более общим. При задержках речи или полном ее отсутствии у ребенка в речи отсутствуют простейшие элементы, или они есть, но в искаженном виде. Онтогенетический принцип в логопедической работе предполагает приближение хода развития речи ребенка к ее скорости в нормальном онтогенезе.
  8. Коррекционная работа должна учитывать возрастные особенности ребенка и характер личности. Этот аспект особенно важен при работе с детьми, нарушения речи у которых обусловлены патологиями головного мозга (алалия, дизартрия, афазия, заикание). Симптоматика в этом случае имеет ярко выраженные особенности первичного характера, связанные с органическим поражением головного мозга, так и вторичные наслоения.
  9. Поиск обходного пути для формирования функциональной системы речи в обход пострадавшего звена. Обычно при нарушениях речевого аппарата страдает какая-то одна составляющая: артикуляция, слух, зрение. Задачей логопеда будет перенести фокус на звенья, которые остались сохранными, а лишь потом постепенно включать в коррекционную работу пострадавшую функцию.
  10. Деятельностный подход. Логопедическая работа строится на основе ведущей деятельности ребенка в конкретном возрасте. Для дошкольников такой деятельностью выступают различные виды игр, в школьном возрасте на первый план выходит учеба.
  11. Работа с навыками речи в условиях естественного общения. В этом случае в задачи логопеда входит моделирование различных бытовых ситуаций, в которых задействуются речевые навыки малыша. Учителя, родители и другие члены семьи берут непосредственное участие в отработке навыков, от их активности во многом зависит результативность методики. Логопед должен донести до близких ребенка задачи и приемы, которые будут использоваться, а также добиться закрепления навыков дома и в учебном заведении.

Методы обучения

Принципы логопедической работы с детьми раннего возраста при нарушениях речи предполагают использование нескольких различных методик. Как правило, все они применяются в комплексе, а специалисты нашего Центра подбирают упражнения в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Совместная деятельность педагога и ребенка направлена на получение знаний и навыков, развитие умственных способностей, воспитание чувств и формирование личности. К основным формам логопедической работы относятся:

  1. Практические. В их число входят упражнения, игры и моделирование различных ситуаций. При осуществлении такой деятельности ребенок задействует свои творческие способности, развивает мелкую моторику, тренирует воображение.
  2. Наглядные. Педагог использует пособия, которые способствуют усвоению материала, в их число входят рисунки, картины, фильмы, музыка.
  3. Словесные: рассказ, беседа, чтение.

Все методики делятся на прямые и косвенные. В коррекционной работе выбор метода воздействия зависит от имеющихся у ребенка знаний и умений, степени нарушения, возрастной категории.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Томилин Сергей Сергеевич

Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

otzyv@neurospectrum.ru

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

Записаться
отзывы наших пациентов