Паралингвистика и экстралингвистика

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Основу успешной коммуникации составляет умение людей понимать друг друга. Однако процесс обмена информацией включает в себя не только словесные высказывания, но и передачу настроения, истинных чувств и отношения человека к обсуждаемому вопросу с помощью мимики, жестов и позы. Специалисты Центра считают, что основу невербального компонента общения составляют такие процессы, как экстралингвистика и паралингвистика.

Общие сведения о паралингвистике как компоненте неречевого общения

Психологи под паралингвистикой понимают всю совокупность невербальных сигналов, которыми партнеры по общению обмениваются в процессе межличностного взаимодействия. Компонентами паралингвистики принято считать:

  • тембр голоса человека;
  • интонации, с которыми произносится та или иная фраза;
  • смысловые ударения и паузы в речи;
  • особенности жестикуляции человека в процессе говорения.

Если говорить о письменной речи, то паралингвистика в ней будет обнаруживать себя в особенностях почерка человека. Начертания букв, их наклон и сила нажима позволяют психологам делать выводы об эмоциональном состоянии, в котором пребывал индивид в момент письма.

Экстралингвистика как совокупность вспомогательных приемов общения

Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр», организуя занятия с детьми, обращают пристальное внимание не только на умение детей инициировать диалог и поддерживать беседу со сверстником, но и на их навыки использования в процессе коммуникации приемов, позволяющих передать информацию без использования слов. К таким приемам относятся:

  • объятия как жест, позволяющий выразить симпатию, сочувствие, сопереживание;
  • прикосновение к партнеру в процессе диалога, поглаживания, похлопывания по плечу как выражение поддержки и участия;
  • покашливания, которые используются для привлечения внимания или для выражения недовольства действиями партнера;
  • вздохи, которые могут служить признаком утомления беседой, разочарования;
  • плач как яркое внешнее переживание обиды, злости, отчаяния.

Перечисленные инструменты экстралингвистики психологи и логопеды рассматривают в качестве критериев социального развития детей. Если ребенок не умеет пользоваться невербальными средствами общения, ему необходима помощь специалистов, так как экстралингвистика создает базис для развития эмоционального интеллекта личности.

Как обучать детей базовым экстралингвистическим приемам

Как правило, усвоение языка жестов происходит бессознательно. Однако ученые разработали программы занятий, которые помогают формировать коммуникативную компетентность личности с помощью изучения неречевых компонентов межличностного взаимодействия. Освоить базовые экстралингвистические приемы можно с помощью:

  • серий сюжетных картинок, где представлены эмоционально насыщенные события;
  • организации сюжетно-ролевых игр с детьми;
  • вовлечения детей в театрализованную деятельность.

Таким образом, знакомство детей с невербаликой существенно повышает эффективность занятий, направленных на развитие коммуникативных навыков детей дошкольного возраста.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Новрузов Мехди Насреддинович

Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов