Артикуляционная гимнастика детям в 2-3 года

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Переоценить роль артикуляционной гимнастики для детей невозможно — она способствует развитию мышц и связок речевых органов.

Занятия проводятся в игровой форме, при этом обеспечивают отличные результаты — в случае, если выполнять гимнастику регулярно. Малышам лучше заниматься дома с родителями, но упражнения все равно подбирает врач. Дети постарше уже готовы к занятиям со специалистом в кабинете, отдельной студии.

Артикуляционная гимнастика: когда начинать и на что рассчитывать

Оптимальное время для начала занятий — два года: именно сейчас малыш, заинтересованный в общении, начинает формировать и расширять словарный запас. Артикуляционную гимнастику для 2 лет стоит проводить в привычной обстановке, дома, рядом с мамой: так малышу будет комфортнее и спокойнее, соответственно, эффект от таких занятий будет максимальным. Все упражнения нужно давать в игровой форме, подбирая их таким образом, чтобы действия у ребенка получались довольно легко — иначе интерес к занятиям быстро пропадет.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей 2–3 лет способствуют укреплению мышц речевого аппарата, формированию правильных движений губ, языков, челюсти. Многие родители уверены, что артикуляционная гимнастика для дошкольников нужна только малышам с нарушениями речи, но это не так. В два года у малышей начинает активно расширяться словарный запас, они учатся выговаривать новые звуки и слова. На этом этапе часто возникают сложности при произнесении некоторых звуков — «л», «р», «ш», «щ» — и это не считается каким-то отклонением: логопедические упражнения артикуляционной гимнастики помогут освоить сложные звуки, что в свою очередь позволит ребенку быстрее, активнее заговорить.

Упражнения артикуляционной гимнастики направлены на:

  • подготовку артикуляционного аппарата к выговариванию сложных звуков, слогов, слов;
  • тренировку гибкости и силы мышц речевого аппарата: щек, губ, языка, челюстей;
  • усиление кровообращения в органах, которые участвуют в говорении;
  • обогащение словарного запаса.

Правильная подготовка к артикуляционной гимнастике для малышей — залог успешных и эффективных занятий. Необходимо подготовить небольшое зеркало, через которое малыш сможет контролировать свои движения, мимику. Упражнения следует показывать медленно и по нескольку раз, чтобы ребенок мог точно понять, что от него нужно.

Есть еще несколько несложных правил, которые тем не менее существенно увеличат эффективность гимнастики:

  1. Регулярность — залог успеха. Двухлетние крохи могут заниматься раз в два дня, этого достаточно. Трехлеткам уже хватает терпения заниматься ежедневно.
  2. Заниматься нужно без спешки. Сначала малыш должен повторить упражнение медленно и максимально четко. Когда у него станет хорошо получаться, можно увеличивать скорость.
  3. Нельзя давать ребенку уставать. Продолжительность занятий не должна превышать 15 минут. Если малыш устал раньше, нужно сделать перерыв и вернуться к недоделанным упражнениям чуть позже.
  4. Начинать занятия надо с дыхательной разминки, упражнений с пальчиками или мимикой.

Необходимо вести артикуляционный дневник для записи своих наблюдений. Например, нюансы, на которые требуется обратить внимание во время следующего занятия, или вопросы, которые нужно не забыть задать потом врачу. И еще один момент: не забывать хвалить ребенка даже за незначительные успехи, так получится его мотивировать двигаться дальше.

Артикуляционная гимнастика для малышей: основы и нюансы проведения

Занятия начинаются с артикуляционной разминки. Это может быть игра с пальцами, на мимику, дыхательная разминка. Первая способствует развитию пространственного представления, мелкой моторики рук: малышу нужно найти и показать (разогнуть из кулачка) мизинчик, большой пальчик, указательный палец, затем можно сжать и разжать кулачок, погрозить кому-нибудь пальчиком и так далее. Упражнения на мимику очень нравятся детям, так как кривляться в этом возрасте — любимое занятие малышей.

Что касается дыхательной гимнастики, то она очень полезна, так как позволяет ребенку научиться правильно распределять дыхание во время произношения слов и предложений. Упражнений здесь можно придумать много, например, задувать свечи: одну медленно, другую — с подсвистыванием, третью — быстро. Еще одно интересное упражнение — «шар»: мама-учитель надувает воздушный шар, а ребенок-ученик представляет, что он шарик — и набирает в себя воздух или выпускает, когда шарик сдувается. Наконец, можно поиграть в «иголочку»: роль иголочки выполняет язык, который «прокалывает» сначала одну надутую щеку, потом вторую, при этом воздух медленно нужно выпускать изо рта.

Артикуляционная гимнастика в 3 года может включать в себя разные упражнения, перечислим самые интересные:

  1. «Окошко». При команде «жарко» малыш должен широко открыть рот. Когда родитель говорит «холодно», рот нужно закрыть.
  2. «Чистим зубки». Фишка в том, что зубки чистить нужно кончиком языка. Ребенок улыбается, приоткрывает рот и с внутренней стороны аккуратно «прочищает» зубы. Это задание входит в разные комплексы логопедической гимнастики для языка, оно простое и полезное.
  3. «Замешиваем тесто». Тесто в нашем случае — язык. Ученик улыбается и шлепает языком между губами. Затем нужно зубками аккуратно покусать язычок. Эти упражнения делают поочередно несколько раз.
  4. «Лягушка». При сомкнутых зубах нужно улыбнуться максимально широко.
  5. «Маляр». Ребенку нужно улыбнуться, чуть приоткрыть рот и острым языком «покрасить», то есть, погладить нёбо.
  6. «Лошадка». Нужно вытянуть губы, чуть приоткрыть рот и цокать «узким» языком.
  7. «Ловим мышку». Нужно улыбнуться, чуть приоткрыв рот. В таком положении следует произнести «А» и поймать мышку за хвостик, прикусив кончик языка.
  8. «Как пьет слоник». Ученик вытягивает губы вперед, как будто хобот у слоника», и втягивает в себя воздух — «набирает водичку», при этом нужно немного причмокивать.
  9. «Разговор индюка». Нужно быстро двигать языком по верхней губе вперед-назад.
  10. «Орешки». При закрытом рте кончик языка ребенка должен упереться сначала в одну щеку, образуя «орешек», потом в другую.
  11. «Качели». Начальное положение — улыбка с чуть приоткрытым ртом. Языком нужно дотронуться сначала снаружи до верхних зубов, потом до нижних.
  12. «Часики». Рот открыт, малыш улыбается, и кончиком языка передвигает из одного уголка рта в противоположный.
  13. «Вкуснятина». Ребенок улыбается, рот приоткрыт. Язык широкий, в форме чашечки, облизывает верхнюю губу.
  14. «Шарик». Нужно попеременно надувать и сдувать щеки.
  15. «Парашютик». Понадобится кусочек ватки — нужно положить его на кончик детского носа, ребенок должен сдуть вату, при этом широкий язык в форме чашечки прижимается к верхней губе.

Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специализируется на лечении неврологических заболеваний, в том числе на различных видах нарушения речи. Мы уверены, что своевременное обращение к врачам позволяет устранить практически любую проблему на начальном этапе с наименьшими затратами сил, времени и денег. А профилактика различных заболеваний — лучший способ борьбы с ними. Наши специалисты готовы поработать как с ребенком, так и с родителями, и предложить план артикуляционной гимнастики, которая будет максимально полезна малышу, обеспечит развитие и укрепление мышц его речевого аппарата, позволит ребенку заговорить быстро и правильно.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов