Шепелявость у детей

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Сигматизм (шепелявость) является типичным нарушением речи дошкольников. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» обращают внимание родителей на то, то эта аномалии не исчезнет сама собой. При отсутствии своевременной логопедической помощи шепелявость у ребенка закрепится, и во взрослом возрасте устранить ее будет невозможно. Дефектное произношение приведет к тому, что человек не сможет занимать руководящие должности, непринужденно общаться с незнакомыми людьми.

Общие сведения о логопедической аномалии

Шепелявость — это нарушение речи, которое возникает у детей разного возраста и часто является временным явлением, исчезающее со временем. Однако в некоторых случаях она может стать хронической или продолжаться длительное время, требуя специального вмешательства логопеда. Природа ее происхождения — разная. Обычно это связано с наследственностью, заболеваниями или дисфункцией речевого аппарата. Неразвитые мышцы губ и языка, неправильная артикуляция, слабые мускулы речевого аппарата — все это влияет на появление шепелявости.

При сигматизме индивид неправильно произносит шипящие и свистящие звуки. Если ребенок шепелявит, ему трудно выговаривать слова, в которых есть звуки [с], [з], [ш], [щ], [ц], [ч]. Шепелявость проявляется в том, что он заменяет сложные согласные на другие фонемы или пропускает их в словах. Грамматический строй речи, понимание устных высказываний и способность связно излагать свои мысли при этом нарушении остаются сохранными.

Причины развития данной речевой патологии

Причины, в результате которых у человека развиваются те или иные виды сигматизма, могут быть связаны с врожденными дефектами или являться следствием тех или иных жизненных событий. Наиболее распространенными причинами этой аномалии являются:

  • неправильное строение зубочелюстного аппарата, которое ведет к нарушению артикуляции;
  • затрудненное носовое дыхание;
  • плохая речевая среда дома;
  • тугоухость;
  • травмы головы и челюсти.

Кроме того, шепелявость у ребенка может быть следствием ФФНР или ОНР. Искаженное произношение часто обнаруживается у детей с интеллектуальными патологиями, а также при алалии, дизартрии, ринолалии и дислалии. Чтобы выяснить, почему дошкольник шепелявит, необходима комплексная логопедическая диагностика.

Коррекция неправильного произношения шипящих и свистящих звуков

Лечение шепелявости включает в себя комплекс мероприятий, которые проводят логопеды. Они работают с детьми над правильной артикуляцией звуков, тренируют мышцы губ и языка, улучшают физическую подготовку для правильной речи. Регулярные занятия и домашние упражнения способствуют быстрому достижению хороших результатов.

Коррекционно-развивающие занятия с логопедом и логомассаж помогают избавиться от сигматизма. Работа специалиста с клиентом будет направлена на:

  • постановку проблемных звуков и их автоматизацию;
  • развитие артикуляционного аппарата;
  • развитие фонематического слуха.

Пока артикуляционный аппарат ребенка находится в стадии формирования, сигматизм не нуждается в коррекции. Но к пяти годам речь дошкольника должна быть чистой и внятной. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специалисты помогут исправить шепелявость у ребенка старшего дошкольного возраста.

Упражнения для исправления шепелявости

Эффективность упражнений для исправления шепелявости у детей зависит от индивидуальных особенностей ребенка и типа шепелявости. Перед началом любых упражнений необходимо сперва проконсультироваться с логопедом, который определит наиболее подходящие методики, и подготовить индивидуальный план занятий. 

Упражнения на развитие правильного артикуляционного аппарата

Обучение выполнять упражнения для развития и укрепления мышц губ, языка и неба. Например, упражнение «проглатывание слюны», «демонстрация широкой улыбки», «вытягивание языка и прикосновение кончиком к носу».

Упражнения на развитие слухового восприятия

Помощь в различении и обрабатывании звуков «с» и «ш» при помощи аудиотренировок. Прослушивание и последующая имитация звуков помогут развить ясность и точность произношения.

Упражнения на интеграцию звука в речь

Произношение слов и предложений с использованием звуков «с» и «ш» можно начать с простых слов и постепенно усложнять задания.

Речевые игры и песни

Активное использование звуков «с» и «ш», их синхронное повторение в играх и песнях помогут акцентироваться на правильном произношении этих звуков.

Результат не заставит себя долго ждать, если упражнения станут регулярными и систематическими. Постоянная поддержка и помощь родителей, педагогов и логопеда поможет ребенку достичь успеха в исправлении шепелявости в кратчайшие сроки.

При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работе мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов