Что такое симметрия? Развитие мышления у детей

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Развитие мышления у детей — это одно из ключевых условий их успешного обучения. Хорошая работа мысли, память и внимание позволяют добиться успеха во многих сферах деятельности, связанных с наукой и творчеством. В начале школьного пути важным фактором, который определит успешность овладения фундаментальными знаниями в области математики, чтения и письма, является пространственное и логическое мышление. Для развития обоих видов умственной деятельности особое значение имеет понятие симметрии, о котором пойдет речь ниже.

Знакомство ребенка с симметрией

Симметрию ребенок наблюдает в окружающем его пространстве с самого рождения, глядя на людей, животных, растения, явления природы и предметы. Для животного мира и многих предметов характерна зеркальная симметрия. Среди растений легко найти осевую симметрию на примере соцветий. Обращая на это внимание ребенка, родители уже дают его уму одно из упражнений на развитие мышления. Полезно при этом подчеркнуть особенности каждого вида симметрии:

  • при зеркальном сходстве одинаковы две половинки, чаще всего — левая и правая (лицо, руки, бабочки);
  • при поворотном сходстве предмет можно вращать вокруг оси, и он практически не изменит своего внешнего вида;
  • при симметрии подобности меняется размер (реальный предмет и изображенный на фотографии).

Хорошей детской игрушкой, позволяющей понять, что такое симметрия, является калейдоскоп. Занятия с зеркальными поверхностями и мозаикой также великолепно иллюстрируют принцип этого понятия.

Какую роль в мышлении играет принцип симметрии

Хорошей тренировкой для развития мышления у детей является выполнение упражнений, базирующихся на понятии симметрии. Их цель — заложить основы логики и сформировать правильное восприятие пространственных образов. Если у ребенка имеются сложности при работе с текстом, особенно логико-грамматическими конструкциями, то одной из причин может быть не развитое в достаточной степени пространственное мышление. Этот же компонент определяет успешность освоения математики. При решении многих задач часто нужно восстанавливать ход событий, что для ребенка, испытывающего сложности с пространственным мышлением, сделать будет непросто. Для тренировки можно использовать такие игровые задания:

  • дорисовать или собрать из мозаики недостающую половинку симметричной картинки (клоун, бабочка, цветок);
  • зеркально расставлять геометрические фигуры, детали конструктора;
  • при помощи красок и согнутого пополам листа бумаги формировать симметричные узоры;
  • вырезать снежинки и другие фигуры из сложенной бумаги, листьев.

Если ребенок отстает от учебной программы, это необязательно связано со сниженным уровнем интеллекта. Причиной могут быть именно пробелы в каком-либо виде мышления. Нейропсихологи Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» готовы помочь в поиске причины неуспеваемости и корректировке мыслительной деятельности ребенка. Иногда одних развивающих занятий может оказаться недостаточно. Эффективной тренировке мыслительной деятельности в ряде случаев препятствуют иные факторы, связанные с логопедическими и неврологическими проблемами. Программа работы с ребенком, благодаря широкому штату профильных специалистов Центра, строится так, чтобы устранить все причины, препятствующие успешному обучению, лечению и реабилитации.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов