Что такое алалия в логопедии у детей

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Алалия — серьезное речевое нарушение, обусловленное недостаточным развитием или поражением речевых областей головного мозга, расположенных в левом полушарии. Оно не затрагивает периферические органы слуха. Интеллект развивается в пределах нормы. Поэтому вовремя начатая коррекция алалии позволяет добиться хороших результатов.

Логопедическая работа с детьми, страдающими алалией, строится с учетом степени тяжести заболевания и его формы: моторной либо сенсорной. При моторной ребенок не может выражать свои мысли словами, но понимает смысл чужих высказываний. Сенсорная алалия выражается в неразличении смысла речи. Коррекционную работу специалисты нашего Центра строят в зависимости от формы речевого нарушения и индивидуальных особенностей ребенка.

Коррекционные мероприятия при моторной алалии

Главный принцип логопедической работы при алалии — это системность. Необходимо помочь ребенку, развивая механизм его речевой деятельности. Мотивация, интерес к занятиям, желание общаться настраивают малыша на запоминание материала. Чтобы облегчить освоение лексико-грамматических средств языка, работа строится по следующим этапам:

  1. Воспитывается речевая активность. Пополняются пассивный и активный словари. Слова подбираются в соответствии с возрастом и возможностями ребенка. Ему прививаются навыки построения диалога в различных ситуациях.
  2. Словарь усложняется, формируются фразовые высказывания, проводится работа над их структурой. Диалоги и рассказы приобретают более развернутый, описательный характер.
  3. Продолжается формирование связной речи. Построение грамматических структур постепенно доводится до автоматизма.

Каждый этап логопедической работы при моторной алалии строится на привлечении маленького пациента к общению. Одновременно даются задания на развитие мелкой моторики. Занятия подкрепляются красочным наглядным материалом, картинками, игрушками. Терпение логопеда позволяет установить хороший контакт, что значительно помогает при усвоении речевых навыков.

Коррекция при сенсорной алалии

Нарушение слухового анализа происходит при поражении височной доли левого полушария. Дети слышат, но не в состоянии понять обращенные к ним слова. Поэтому логопедические приемы направляются на возбуждение сознательного желания анализировать звуки.

Одновременно со специфическим лечением, направленным на развитие клеток головного мозга, проводится пятиэтапная коррекционно-логопедическая работа при сенсорной алалии. В общих чертах она заключается в следующем:

  • вырабатывается внимание, выполняются неречевые задания (рисование, раскраска), развивается наблюдательность;
  • проводится обучение распознаванию звуков, выделению характерных звучаний неречевого характера (барабан, колокольчик, бубен, звонок);
  • в шумовой ряд вводятся однообразные речевые звуки (р-р-р, а-а-а) с подкреплением при помощи картинок;
  • начинается освоение слогов с одновременным подкреплением при помощи предметов, цвета, специальных табличек;
  • выстраиваются тематические цепочки, развивается фонематический слух.

Все занятия при коррекции алалии логопед проводит в таком темпе, который не превышает возможности детского восприятия. Специалисты «Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» подчеркивают, что самое необходимое для достижения результатов — это терпение, усвоение материала маленькими дозами, без утомления и негативных реакций со стороны ребенка.

Все этапы логопедической работы при любом виде алалии, моторном или сенсорном, должны быть комплексными, объединять медикаментозное, физиотерапевтическое и коррекционно-речевое воздействие. Одновременно должно проводиться развитие ручной моторики, внимания, памяти. Раннее усвоение письма и чтения также оказывает положительное влияние, позволяет ребенку легче усваивать материал, контролировать устное высказывание.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

flo
Записаться
отзывы наших пациентов