Социализация детей с нарушением речи
В написании статьи участвовал(а)
Кожевников Алексей Вадимович
Реабилитолог, Невролог
Дети с дефектами речи испытывают трудности в общении со сверстниками и нередко становятся объектом насмешек со стороны своих одноклассников или ровесников. Социализация играет важную роль в развитии ребенка, его способности адаптироваться к обществу, к социокультурной среде. Успех в социализации определяет возможность детей полностью раскрыть свой потенциал во взрослой жизни. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития, различных активизирующих методик.
Специфика проблемы
Формирование коммуникативных навыков остается актуальной проблемой в работе психологов и педагогов. Сегодня особенно заметна важность развития этих навыков на фоне дефицита «живого» общения, а большинство детей и подавно предпочитают проводить время с айфонами и планшетами. Кроме того, наблюдается снижение качества коммуникации между детьми и взрослыми, обусловленные зачастую социальными условиями (например, когда родители постоянно заняты работой) и приводит к недостатку внимания со стороны взрослых к детям. В таких условиях и возникают серьезные проблемы, с которыми дети сталкиваются в процессе социализации в общении с окружающими.
Важными условиями социализации ребенка являются позитивное взаимодействие с окружающими, укрепление коммуникативных навыков. Еще с самого раннего детства дети активно общаются друг с другом, и это имеет важное значение для их развития. К моменту поступления в школу у некоторых из них наблюдаются определенные проблемы с речью, что затрудняет их адаптацию в детском коллективе. Кроме того, отмечаются не только различные нарушения речи (например, заикание, дизартрия, афазия, дислалия и др.), но и сенсорные, двигательные и интеллектуальные расстройства.
В процессе социализации для детей с теми или иными речевыми нарушениями характерны следующие особенности:
- безынициативность в общении;
- инертность в поведении и коммуникации;
- трудности или неспособность в разрешении конфликтных ситуаций.
Проблемы с речью оставляют глубокий след на личности ребенка, и если нарушения социализации являются серьезными, то это впоследствии приведет к значительным изменениям в его характере: он замкнется в себе, перестанет общаться или вообще замолчит — прекратит общаться и разговаривать.
Педагоги и логопеды-дефектологи Центра «НейроСпектр» помогают таким детям не только преодолевать трудности с речью, но и социализироваться, чтобы они могли найти свое место в будущем и стать самостоятельными и уверенными в себе людьми.
Коррекция как основной метод
Для успешной интеграции детей с дефектами речи в коллектив и развития их коммуникативных навыков проводится логопедическая коррекция. Чтобы достичь наилучших результатов, применяется комплексный подход, который включает мотивацию ребенка, коррекцию звукопроизношения, применение лексико-грамматических упражнений, развитие фонематического синтеза и анализа, мелкой моторики, связной речи и других навыков, улучшение фонематического слуха и артикуляционных возможностей.
Программы социализации детей с нарушениями речи в наших клиниках детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» реализуются опытными специалистами путем комплексного подхода, подразумевающего:
- логопедическую помощь;
- психологическую поддержку;
- укрепление коммуникативных навыков через специальные программы и методики.
Наши педагоги применяют особый подход в социализации детей-инвалидов, предполагающий доступ к специализированным услугам, индивидуальную программу адаптации и заботливое, внимательное отношение. Благодаря своевременному применению набора уникальных методик стимуляции мозга и единому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, препятствующих развитию центральной нервной системы у детей, мы разработали мощный и эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной функции мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Электронная почта
Адреса в Москве
Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)
Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)