Как развить пищевой интерес у ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Питание материнским молоком особенно важно для новорожденных, но постепенно потребность во введении других продуктов в рацион увеличивается. Педиатрический прикорм детей ВОЗ рекомендует начинать с шести месяцев. При этом пищевой интерес у малыша может проявиться раньше или позже этого срока. Кто-то из малышей стремится подражать родителям и пробует новые продукты с интересом и большой охотой. Однако отсутствие пищевого интереса у ребенка — это далеко не редкая ситуация, с которой сталкиваются мамы и папы. Как помочь малышу адаптироваться к обычной пище, полюбить привычные продукты питания?

Педагогический прикорм

Грудное молоко или смесь для искусственного вскармливания на определенном этапе взросления перестают насыщать организм необходимыми полезными и питательными веществами. Педиатры рекомендуют малышам, не имеющим отклонений в физическом развитии, вводить новые продукты в рацион с полугодовалого возраста. В некоторых случаях схема педиатрического прикорма может начинаться с семи-восьми месяцев.

Методисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разработали авторскую схему педагогического прикорма ребенка. При реализации такого подхода во время кормления ребенка заложено несколько важных принципов.

Прежде всего, родители должны быть готовы к отказу от покупных продуктов для малыша. Пища исключительно домашнего приготовления без механического измельчения блендером. На тарелке у взрослого продукты представлены мелкими кусочками, чтобы малыш при проглатывании не подавился. Мягкие продукты, например, хлеб могут иметь такой размер, чтобы малыш сам держал их в ручке.

Второй важный момент — не стоит заставлять малыша есть насильно, если он не проявил интерес к содержимому маминой тарелки. Все равно до одного года основным питанием ребенка остается материнское молоко или смесь. На этом этапе после пищи из тарелки малыш все равно докармливается основным питанием.

Методика введения педагогического прикорма имеет множество плюсов: самостоятельное обучение жевательным навыкам, стимуляция работы жевательного аппарата. При планомерном и регулярном использовании методики ребенок в возрасте от года до полутора лет быстро и без капризов отказывается от грудного молока и переходит на обычный режим питания.

Для реализации педагогического прикорма важно понимать отличия от педиатрической методики питания малышей. При первом варианте ребенок ест, что ему интересно самому и когда он пожелает это сделать. При втором варианте предусмотрена определенная последовательность предлагаемых блюд.

Пищевые привычки: особенности формирования

Воспитывать в ребенке навыки правильного и здорового питания нужно уже с начала введения прикорма. Постепенно пищевые привычки станут для малыша нормой, и он будет ориентироваться на них в сознательной жизни.

Специалисты нашего Центра знают, как вызвать пищевой интерес у ребенка без стресса. Для этого родителям стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Питание будущей мамы очень важно в период внутриутробного развития малыша. Женщина должна отдавать предпочтение овощам, фруктам, нежирному мясу, крупам. В период беременности важно отказаться от вредных напитков и блюд.
  2. После рождения малыши получают материнское молоко как основной источник питания. Чтобы не навредить новорожденному, маме рекомендуется подбирать сбалансированный и полезный рацион для себя.
  3. Педиатрический прикорм по таблицам врачей не содержит соли и сахара. Ошибочно считать, что без этих приправ малышу «невкусно». Он не знает другого вкуса, поэтому этот момент лучше оттянуть на более долгий срок.
  4. Если какой-то продукт меньше всего интересует малыша, то не стоит заставлять его есть насильно. При этом продукт всегда должен быть на столе в зоне видимости ребенка. В конечном счете он им обязательно заинтересуется.
  5. Кормление ребенка проводится не по часам, а по факту появления чувства голода. Еще один метод, когда появляется пищевой интерес у ребенка, заключается в нестандартном оформлении детских блюд. Привлекательный вид всегда способствует появлению аппетита.
  6. Можно комбинировать любимые продукты малыша с теми, которые не вызывают особого интереса.
  7. Ребенку полезно знать, из каких компонентов состоит пища, что такое усилители вкуса, прочие вещества, входящие в состав блюда на тарелке. Конечно, данная информация не должна носить запугивающий характер. Но после трех-четырех лет малышу можно в доступной, игровой форме изложить некоторые факты.
  8. Совместное приготовление пищи стимулирует попробовать те продукты, которые по отдельности ребенок не желает есть наотрез.

Перед тем как вводить педагогический прикорм, необходимо проанализировать, все ли правила в семье исполняются. Для формирования пищевых привычек и культуры питания в целом используют любимого героя из сказки или мультика. Можно проявить фантазию и придумать истории про героя и полезные продукты питания. Тогда связка «полезно — вкусно» закрепится на подсознательном уровне и всегда будет сопровождать ребенка.

Простые советы, как привить ребенку культуру питания

Полезные пищевые привычки способствуют росту крепкого и здорового организма дошкольника. Для усвоения и закрепления навыков культуры питания предлагаем воспользоваться простыми советами от психологов.

Обстановка на кухне

Малыш не сразу сможет пользоваться ложкой аккуратно или правильно пить воду из стаканчика. К таким моментам нужно быть готовым и проявить терпение. Минимизировать время на уборку после приема пищи помогут такие приемы:

  • постелить под стульчик для кормления резиновый коврик или клеенку;
  • приборы, тарелки и кружки, которыми пользуется ребенок, должны быть по возрасту, подходящего размера, не травмоопасны;
  • использовать непромокаемые нагрудники, чтобы не запачкать одежду малыша.

Научиться пользоваться ложкой малыш сможет, только если мама доверяет ему столовый прибор в руки. При этом второй ложкой родители кормят малыша.

Терпение, еще раз терпение

Конечно, прежде чем ребенок научится самостоятельно и правильно пользоваться приборами, он будет всячески обращаться с ними. Разлитый суп или чай — не повод срываться на малыше. Хочет брать пищу руками, пусть так и делает. Так ребенок развивает самостоятельность. Нужно терпеливо показывать ему, как захватить пищу приборами, и в итоге дети начинают понимать, что так употреблять пищу проще, быстрее и эффективнее.

Никаких отвлекающих факторов

Ошибка многих молодых родителей — это отвлечение внимания ребенка от процесса приема пищи. В ход идут мультики, песни, смартфоны, игрушки и многое другое, что владеет вниманием малыша, пока папы или мамы кормят его. При такой организации процесса ребенок не понимает, голоден он или сыт, не различает вкусовых ощущений от разных продуктов.

Дайте выбор

Не только для малыша, но и для всей семьи полезно на стол ставить некоторое разнообразие блюд. За столом в присутствии родителей и других членов семьи ребенок может проявить желание попробовать то, что до этого не было его любимым блюдом, просто, как говорится, за компанию. Пищевой интерес у ребенка может как проявиться в раннем детстве, так и значительно позже, например, к пяти-шести годам, когда он распробует много разных продуктов. Способствует развитию пищевого интереса помощь маме и папе в приготовлении блюд, сервировке стола.

Заключение

Специалисты Центра помогут родителям определиться, с чего начать педагогический прикорм так, чтобы не навредить ребенку и не спугнуть его интерес к этому процессу. Следование схеме педагогического прикорма поможет детям в будущем избежать проблем с лишним весом, а также заболеваниями желудочно-кишечного тракта. Ребенок никогда не научится питаться правильно, какую бы таблицу педагогического прикорма мама к нему ни применяла, если у его родителей пищевые привычки не сформированы.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов