Постановка шипящих звуков

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Шипящие согласные являются одной из самых сложных звуковых групп для детей, которые только начинают понимать речь и выражать с помощью нее свои потребности. Педагоги Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» помогут детям различать, какие звуки шипящие и как они выговариваются. Произношение шипящих звуков требует определенной координации языка и губ, чтобы процесс артикуляции происходил правильно, и контролируется мозгом. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на работу мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Причины

Постановка шипящих звуков является важной частью формирования детской речи и нередко остаются сложными для детей, потому что требуют хорошей контролируемости артикуляционных органов. Вначале для выговаривания шипящих согласных звуков [с], [ш], [ж], [з], [щ] и [ц] малыша нужно научить правильно направлять дыхание и язык.

Дефект произношения наблюдается у детей по нескольким причинам:

  • физиологические (анатомические) особенности — например, неправильный прикус или дефект внутриротового пространства;
  • психологические факторы — стресс, тревожность или низкая самооценка;
  • нарушение слуха — затрудняет правильное восприятие и воспроизведение;
  • недостаток обучения и практики — например, отсутствие обратной связи от родителей или педагогов.

Постановка шипящих звуков у детей — сложная задача, но с подходящей поддержкой и упражнениями дети постепенно научатся правильно артикулировать шипящие согласные. Формирование этих навыков способствует их общему речевому развитию и способности ясно и эффективно выражать свои мысли и идеи. Между тем постоянная практика и поддержка помогут ребенку освоить шипящий звук [ш] и другие согласные родного языка.

Коррекция

Для устранения нарушения специалисты нашего Центра применяют индивидуальный подход. Логопед-дефектолог проводит занятия с каждым ребенком, учитывая все особенности его речевого потенциала и прогресс в коррекции дефекта. На таких занятиях применяются различные коррекционные и логопедические методы:

  • артикуляционная гимнастика — специальные упражнения для мышц речевого аппарата помогают укрепить и научить детей правильно формировать шипящие звуки;
  • игровые и занимательные методики — различные игры, задания и упражнения позволяют проводить процесс обучения увлекательно и эффективно;
  • артикуляционная тренировка — обучение правильному воспроизведению шипящих звуков с акцентом на артикуляционные движения;
  • аудиоматериалы — записи специально разработанных упражнений и песен помогают совершенствовать и понимать воспроизведение шипящих звуков.

Сочетание этих методов поможет детям успешно преодолеть нарушение, постепенно сформировать четкую и правильную речь, воспроизводить твердые шипящие звуки без особого напряжения.

Отдельные малыши при недостаточной координации мышц речевого аппарата или при слабой связи с ним нервной системы не способны выполнять движения, необходимые для произношения шипящих согласных. Нарушение нередко наблюдается у детей с дизартрией или афазией, непосредственно обусловленными расстройством или повреждением головного мозга.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов