Дисграфия у детей

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Невролог

Если ребенок при написании текста постоянно допускает ошибки, несмотря на отличное знание правил орфографии, причиной может являться дисграфия. Необычное расстройство письма сложно исправить без специального и сложного обучения, длительной корректировки под контролем врача-психолога.

Симптомы и проявления дисграфии

Нарушение письма — специфическая проблема, связанная с патологиями высших психических функций. Она встречается при болезнях и аномалиях речевого, слухового аппарата, недоразвитием некоторых зон головного мозга ребенка. Ее нередко связывают со скрытым синдромом дефицита внимания, отсутствием словарного запаса и плохой памятью.

Психическое расстройство письма в разной степени встречается у 6 из 10 школьников младших классов. У большинства детей дисграфия протекает в легкой форме с небольшими отклонениями от стандартов учебы. Она постепенно исчезает самостоятельно при правильном и регулярном обучении. Основные симптомы нарушения:

  • однотипные ошибки в словах;
  • автоматическая замена букв;
  • пропуски букв и целых слогов;
  • зеркальное написание.

Родители часто связывают проблему с недостатком знаний у ребенка, волнением при контакте с первым учителем и новыми одноклассниками. Многие учителя не умеют определять дисграфию, поэтому не видят патологических ошибок, не замечают симптомов.

Психологи называют важный признак расстройства, на который следует обратить внимание родителям и педагогам, — при дисграфии у ребенка почерк неровный, сложно разобрать буквы. Они разные по высоте и ширине, часто встречается печатное написание в середине слова.

Основные причины нарушения письма

Для освоения правил правописания у ребенка должна быть полностью сформирована устная речь: четкое произношение звуков, умение их различать, построение простых и сложных предложений. При любом отклонении от нормы, мозгу сложно усваивать материал и воспринимать письмо. Врачи делят причины дисграфии на две группы:

  1. функциональные (социально-психологические);
  2. органические.

К первой относят нарушения в процессе воспитания, при которых у ребенка не сформировалась правильная и четкая речь. Дисграфия чаще встречается у детей с ранним обучением письму по «уникальным и современным методикам» при психологической незрелости головного мозга. Ее формирует недостаток общения со взрослыми, неправильное произношение слов родителями, привычка бабушек и мам «сюсюкать» с малышом, общение в семье на нескольких языках.

К группе органических причин дисграфии врачи относят патологические факторы, которые в период беременности или рождения повлияли на функциональность головного мозга:

  • внутриутробные инфекции матери;
  • вредные привычки (курение, алкоголизм, наркотики);
  • токсикоз на раннем сроке беременности;
  • родовые травмы;
  • асфиксия во время родоразрешения;
  • травмы у новорожденного.

Проблема с правописанием может стать последствием перенесенного в младенческом возрасте менингита, гидроцефалии, сотрясения. Недоразвитие речевого центра нередко передается по наследству от родителей, диагностируется на фоне серьезных психических заболеваний (рассеянного склероза, шизофрении, ДЦП).

Способы коррекции и лечения дисграфии

Патологию сложно обнаружить до момента поступления ребенка в школу. Ее может диагностировать только опытный психолог или педагог, внимательно изучая почерк ребенка, анализируя типичные ошибки и особенность начертания отдельных букв. Дополнительно требуется консультация невролога, сурдолога, окулиста и отоларинголога. Поэтому окончательный диагноз ставится не ранее 8−9 лет.

При системном подходе дисграфия хорошо поддается коррекции. Лечение сочетает в себе прием ноотропных препаратов, стимулирующих работу головного мозга, витаминных комплексов, седативных средств. Под контролем опытного педагога проводятся следующие занятия:

  • развитие словарного запаса;
  • работа над связной и осознанной речью;
  • стимуляция зрительного и слухового восприятия;
  • развитие техники и скорости чтения;
  • понимание фонематического анализа слов;
  • работа с логопедом.

Для успешной коррекции дисграфии ребенку полезно много читать, пересказывать сказки, по буквам разбирать слова. Он должен больше рисовать, делать поделки из глины и пластилина, общаться со сверстниками и взрослыми, посещать спектакли. На время лучше отложить изучение иностранных языков, снизить нагрузку в спортивной секции.

Дисграфия — серьезная проблема, которая приводит к низкой успеваемости в школе, негативно влияет на самооценку ребенка. Для профилактики необходимо стимулировать речь малыша с первого года жизни, не отказываться от чтения книг грудничку, больше общаться с детьми.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гамбург Анастасия Михайловна

Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

otzyv@neurospectrum.ru

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

Записаться
отзывы наших пациентов