Как правильно разговаривать с ребенком

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Бытовое общение детей и родителей не всегда бывает гармоничным. Необдуманные высказывания взрослых, резкие критические замечания могут привести к серьезным психологическим травмам. Отсутствие взаимопонимания между старшим и младшим поколениями тормозит речевое и интеллектуальное развитие дошкольников, осложняет процесс социализации юношей и девушек. Специалисты Центра убеждены, что нужно научиться разговаривать с ребенком. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.

Типичные ошибки взрослых в процессе коммуникации с детьми

С появлением новорожденного в семье у супругов меняется привычный уклад жизни. Распространенной ошибкой взрослых в общении с детьми раннего возраста является использование «детского» языка: мама и папа сознательно искажают названия предметов окружающего мира, пользуются выдуманными словечками.

Важно помнить, что в период с одного года до трех лет у ребенка активно формируются речевые навыки. При этом они основываются на подражании. То, как мама разговаривает с ребенком, для него — образец, поэтому он старательно будет запоминать все, сказанное ею. Психологи и логопеды призывают супругов перестать сюсюкать, сокращать слова и отказаться от наигранной эмоциональности в речи. Все эти трансформации не способствуют становлению грамотной речи дошкольника.

Для чего надо с детства предъявлять правильные речевые эталоны

Правильная речь является основой для эффективного общения и успешной адаптации в обществе. В процессе обучения детей речевым эталонам уделяется внимание как правильному произношению слов, так и грамматическим особенностям. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» дети получают информацию о важности правильного произношения слов в диалогах. Это необходимо для:

  • своевременного развития фонематического слуха;
  • запоминания правильных названий предметов окружающего мира, развития познавательных интересов;
  • предупреждения появления инфантильных черт в характере личности;
  • выработки адекватной самооценки.

Мальчики и девочки нуждаются в ласке и внимании. Но это не означает, что в процессе повседневного общения с ними следует использовать специфические слова и упрощать сложные речевые конструкции.

Советы по выстраиванию общения с детьми

Использование упрощенных и укороченных слов допустимо только в общении с младенцами. Начиная с 12 месяцев слова из повторяющихся слогов («ав-ав», «би-би», «ням-ням») необходимо заменить на правильные языковые единицы. Кроме того, специфику общения с дошкольником целесообразно сменить. Это необходимо не только для развития речи, но и для формирования личностных структур. Необходимо знать, как правильно разговаривать с ребенком:

  1. Принять тот факт, что их дошкольник или подросток — это личность. Взрослые не должны навязывать детям свои взгляды. При решении важных вопросов стоит учитывать мнение всех членов семьи.
  2. От критических замечаний стоит отказаться. Постоянная критика снижает самооценку личности и ведет к возникновению конфликтов в детско-родительских отношениях. Ребенку нельзя говорить осуждающие фразы, какими бы нелепыми ни казались взрослым его идеи.
  3. Родительские запреты должны быть аргументированными. Категоричные запреты взрослых часто становятся причиной глубоких детских обид, истерик, разочарований.
  4. Речь взрослых должна быть чистой. Им важно следить за своими высказываниями. Важно понять, что нельзя говорить ребенку нецензурные слова и бранные выражения, ведь он запомнит их и будет использовать в общении со сверстниками.
  5. Важно общаться на равных. Если взрослый хочет, чтобы ребенок говорил ему правду, он и сам должен говорить честно. При таком подходе в подростковом возрасте не придется задаваться вопросом: «Как разговорить ребенка?».

Общение в семье должно быть искренним. Если взрослый понимает, что он ошибся, стоит извиниться. Это базовое условие установления доверительных детско-родительских отношений. Регулярная практика и обратная связь в процессе обучения помогают детям сформировать правильные речевые эталоны, что, бесспорно, оказывает положительное влияние на их будущую коммуникацию и восприятие окружающего мира. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов