Как правильно разговаривать с ребенком


В написании статьи участвовал(а)
Сидоренко Маргарита Петровна
Реабилитолог, Невролог
Бытовое общение детей и родителей не всегда бывает гармоничным. Необдуманные высказывания взрослых, резкие критические замечания могут привести к серьезным психологическим травмам. Отсутствие взаимопонимания между старшим и младшим поколениями тормозит речевое и интеллектуальное развитие дошкольников, осложняет процесс социализации юношей и девушек. Специалисты Центра убеждены, что нужно научиться разговаривать с ребенком. При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития.
Типичные ошибки взрослых в процессе коммуникации с детьми
С появлением новорожденного в семье у супругов меняется привычный уклад жизни. Распространенной ошибкой взрослых в общении с детьми раннего возраста является использование «детского» языка: мама и папа сознательно искажают названия предметов окружающего мира, пользуются выдуманными словечками.
Важно помнить, что в период с одного года до трех лет у ребенка активно формируются речевые навыки. При этом они основываются на подражании. То, как мама разговаривает с ребенком, для него — образец, поэтому он старательно будет запоминать все, сказанное ею. Психологи и логопеды призывают супругов перестать сюсюкать, сокращать слова и отказаться от наигранной эмоциональности в речи. Все эти трансформации не способствуют становлению грамотной речи дошкольника.
Для чего надо с детства предъявлять правильные речевые эталоны
Правильная речь является основой для эффективного общения и успешной адаптации в обществе. В процессе обучения детей речевым эталонам уделяется внимание как правильному произношению слов, так и грамматическим особенностям. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» дети получают информацию о важности правильного произношения слов в диалогах. Это необходимо для:
- своевременного развития фонематического слуха;
- запоминания правильных названий предметов окружающего мира, развития познавательных интересов;
- предупреждения появления инфантильных черт в характере личности;
- выработки адекватной самооценки.
Мальчики и девочки нуждаются в ласке и внимании. Но это не означает, что в процессе повседневного общения с ними следует использовать специфические слова и упрощать сложные речевые конструкции.
Советы по выстраиванию общения с детьми
Использование упрощенных и укороченных слов допустимо только в общении с младенцами. Начиная с 12 месяцев слова из повторяющихся слогов («ав-ав», «би-би», «ням-ням») необходимо заменить на правильные языковые единицы. Кроме того, специфику общения с дошкольником целесообразно сменить. Это необходимо не только для развития речи, но и для формирования личностных структур. Необходимо знать, как правильно разговаривать с ребенком:
- Принять тот факт, что их дошкольник или подросток — это личность. Взрослые не должны навязывать детям свои взгляды. При решении важных вопросов стоит учитывать мнение всех членов семьи.
- От критических замечаний стоит отказаться. Постоянная критика снижает самооценку личности и ведет к возникновению конфликтов в детско-родительских отношениях. Ребенку нельзя говорить осуждающие фразы, какими бы нелепыми ни казались взрослым его идеи.
- Родительские запреты должны быть аргументированными. Категоричные запреты взрослых часто становятся причиной глубоких детских обид, истерик, разочарований.
- Речь взрослых должна быть чистой. Им важно следить за своими высказываниями. Важно понять, что нельзя говорить ребенку нецензурные слова и бранные выражения, ведь он запомнит их и будет использовать в общении со сверстниками.
- Важно общаться на равных. Если взрослый хочет, чтобы ребенок говорил ему правду, он и сам должен говорить честно. При таком подходе в подростковом возрасте не придется задаваться вопросом: «Как разговорить ребенка?».
Общение в семье должно быть искренним. Если взрослый понимает, что он ошибся, стоит извиниться. Это базовое условие установления доверительных детско-родительских отношений. Регулярная практика и обратная связь в процессе обучения помогают детям сформировать правильные речевые эталоны, что, бесспорно, оказывает положительное влияние на их будущую коммуникацию и восприятие окружающего мира. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра процессов, которые вызвали и мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, создают мощный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Электронная почта
Адреса в Москве
Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)
Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)

