Top.Mail.Ru
👶 Принимаем детей с 1,6 лет Часто задаваемы вопросы
Ежедневно с 09:00 до 21:00
+7 (499) 444-70-29
Обратный звонок

Почему ребенок не смотрит в глаза

В написании статьи участвовал(а)

Курделяс Ольга Владимировна

Абилитолог, Невролог

После рождения малыша родители следят за его развитием. Это не только увлекательный процесс, но и позволяет выявить отклонения от нормы на ранних стадиях. Звоночком может служить и отсутствие зрительного контакта малыша с родными. Примерно с двухмесячного возраста с ребенком устанавливается зрительный контакт, он смотрит на вас, улыбается, произносит долгожданное «агу». Но бывает, что малыш не смотрит в глаза, а отводит глаза в стороны, как будто рассматривает окружающие предметы. В норме, если малыш примерно шестимесячного возраста наблюдает за предметами, после полутора лет проявляет интерес к сверстникам. При этом сохраняет зрительный контакт. Если ребенок не смотрит в глаза, это может признаком слепоты или быть проявлением аутизма.

Когда стоит насторожиться

Исследования показывают, что первые признаки аутизма могут проявиться в возрасте двух или трех лет. Поэтому стоит насторожиться, если именно в этот период заметили некоторые особенности в поведении, а именно:

  • ребенок не смотрит на родителей и других людей;
  • слабая реакция на обращение к малышу;
  • малыш не реагирует на призывы посмотреть на что-либо;
  • наблюдается искаженная реакция на тактильные, шумовые, световые раздражители.

Также в поведении ребенка могут наблюдаться особенности в коммуникации с другими детьми или взрослыми. Например, малыш не играет с детьми на площадке, а предпочитает уединение, то стоит обратить на это внимание. Также стоит взять во внимание, если ребенок долгое время пристально изучает один и тот же предмет, долго занимается одним делом, испытывает страх от какой-то игрушки или безопасного предмета.
Специалисты нашей клиники выявляют аутизм на ранних стадиях, что позволяет получить своевременную помощь и коррекцию, что позволяет максимально легко контактировать в социуме.

Особенности поведения малыша с аутизмом

Аутизм — это не болезнь, а пожизненное специфическое состояние нервной системы, сопровождающееся нарушением контакта ребенка с окружающими людьми. Малыш живет в своем внутреннем мире образов, звуков, ощущений. При этом не испытывает необходимости поделиться ими с окружающими. Родители выступают для таких детей источниками пищи, безопасности, уюта.

Принято считать, что дети-аутисты не от мира всего и обладают низким интеллектом. Однако это далеко не так. Многие люди с аутическим спектром расстройства обладают хорошими музыкальными и художественными способностями, имеют отличную память, математические способности, пространственное мышление.

Многие дети с аутизмом могут распознавать тона и полутона в музыке, самовыражение через рисунок дает миру интересные произведения.

Способность к концентрации, запоминанию, пространственному воображению, анализу позволяет достигать успехов в том, что более всего увлекло особенного ребенка. Это могут быть, в том числе, и научные труды в выбранной области. Среди ученых и деятелей искусств много людей с аутическим спектром расстройства. Наиболее яркими представителями среди ученых, математиков были А. Эйнштейн, И. Ньютон; среди деятелей искусства — композитор В. Моцарт, скульптор Микеланджело и многие другие известные личности.

Как помочь адаптироваться в обществе

Несмотря на внутреннюю закрытость особенного ребенка, есть дети, которые любят играть с такими детьми, не глядя на сложности общения. Свободная игра позволяет ребенку чувствовать снижение напряжения при взаимодействии в социуме. Детки с аутизмом избегают ролевых игр, им больше характерны сенсорные игры. Примерно до четырех лет игры с ребенком могут следующие:

  • Игры с сыпучими веществами: крупами, песком, бусинами и другими. В емкость насыпаются сыпучие предметы, туда же погружаются игрушки. Задача малыша — вытащить все игрушки из емкости.
  • Выдувание пузырей и задувание свечи.
  • Пальчиковое рисование, работа с пластилином.
  • Взаимодействие с музыкальными инструментами и игрушками.

В возрасте 4-6 лет можно пробовать поиграть с ним в ролевые игры, предлагая примерить на себя чью-то роль. Например, можно предложить полечить зверей и кукол.

Необходимо найти специализированную школу или центр, который имеет направление работы с особенными детьми. В обычной школе такие дети чувствуют себя максимально некомфортно и могут подвергаться буллингу со стороны одноклассников.

Наблюдение за ребенком позволит выяснить особый интерес к чему-либо. Хоть особенный ребенок не нуждается в вашей оценке, поддержка всегда очень важна. Особенно при коммуникации с другими людьми.

В каких случаях тревожиться не стоит

Существует множество причин, по которым любой ребенок может не смотреть в глаза другим людям. И далеко не все они имеют какое-то отношение к аутизму. Например, возможно, малыш не смотрит в глаза, потому что:

  • боится человека, который пытается установить с ним контакт глазами, или ему не нравится этот человек;
  • есть нарушение слуха, по причине чего он может не сразу догадаться, когда следует посмотреть на другого человека;
  • застенчив или испытывает тревожность при нахождении в той или иной социальной ситуации;
  • в правилах менталитета и культуре семьи считается невежливым смотреть в упор.

Контакт глазами играет немаловажную роль в системе коммуникации. Поэтому если ребенок не смотрит в глаза, но при этом активно взаимодействует с другими людьми, не скупится на мимику и жесты, а также легко устанавливает контакт и близкие отношения, то маловероятно, что имеются основания подозревать у него есть аутизм.

Как проводится коррекция

В нашей клинике детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специалисты проводят диагностику возрастного развития детей и, если есть необходимость, назначают лечение и психолого-педагогическую коррекцию.

В раннем возрасте аутизм можно преодолеть с помощью особенной коррекции и специального обучения. Это помогает им социализироваться в обществе.
Особые дети требуют общения с некоторыми особенностями. Им необходимо знать заранее, что и в какой последовательности будут делать. Они визуально представляют слова, поэтому с ними важно взаимодействовать с помощью специальных карточек и другие особенности, которые вам расскажут наши специалисты.

Наши врачи рекомендуют обследовать малыша с проявлениями аутизма у того, кто работает с особенными детьми. В нашем центре такие специалисты есть. Обычная диагностика развития может дать некорректную оценку, поскольку диагностика заболеваний аутического спектра имеет свои особенности.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Абилитолог, Невролог

Запишитесь сейчас и получите скидку 50% на консультацию врача
#
Запишитесь на консультацию с 1 по 7 января и получите шанс выиграть 9 января 2025 года главный приз в новогодней лотерее — детский снегокат! Результаты — в наших соцсетях. подробнее

    Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

    Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих
    персональных данных и принимаете
    политику конфиденциальности.

    Следите за нами в социальных сетях

    Записаться
    на консультацию

      Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

      Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих
      персональных данных и принимаете
      политику конфиденциальности.

      Поделиться статьей

      Запишитесь сейчас и получите скидку 50% на консультацию врача

        Или позвоните нам: +7 (800) 551-59-24

        Нажимая на кнопку, вы даете согласие на обработку своих
        персональных данных и принимаете
        политику конфиденциальности.

        Следите за нами в социальных сетях

        «НейроСпектр» — сеть центров детской речевой неврологии и реабилитации в Москве

        Записаться