Почему ребенок не смотрит в глаза
В написании статьи участвовал(а)
Синицин Яков Сергеевич
Реабилитолог, Невролог
После рождения малыша, родители следят за его развитием. Это не только увлекательный процесс, но и позволяет выявить отклонения от нормы на ранних стадиях. Звоночком может служить и отсутствие зрительного контакта малыша с родными. Примерно с двухмесячного возраста с ребенком устанавливается зрительный контакт, он смотрит на вас, улыбается, произносит долгожданное «агу». Но бывает, что малыш не смотрит в глаза, а отводит глаза в стороны, как будто рассматривает окружающие предметы. В норме, если малыш примерно шестимесячного возраста наблюдает за предметами, после полутора лет проявляет интерес к сверстникам. При этом сохраняет зрительный контакт. Если ребенок не смотрит в глаза, это может признаком слепоты или быть проявлением аутизма.
Когда стоит насторожиться
Исследования показывают, что первые признаки аутизма могут проявиться в возрасте двух или трех лет. Поэтому стоит насторожиться, если именно в этот период заметили некоторые особенности в поведении, а именно:
- ребенок не смотрит на родителей и других людей;
- слабая реакция на обращение к малышу;
- малыш не реагирует на призывы посмотреть на что-либо;
- наблюдается искаженная реакция на тактильные, шумовые, световые раздражители.
Также в поведении ребенка могут наблюдаться особенности в коммуникации с другими детьми или взрослыми. Например, малыш не играет с детьми на площадке, а предпочитает уединение, то стоит обратить на это внимание. Также стоит взять во внимание, если ребенок долгое время пристально изучает один и тот же предмет, долго занимается одним делом, испытывает страх от какой-то игрушки или безопасного предмета.
Специалисты нашей клиники выявляют аутизм на ранних стадиях, что позволяет получить своевременную помощь и коррекцию, что позволяет максимально легко контактировать в социуме.
Особенности поведения малыша с аутизмом
Аутизм — это не болезнь, а пожизненное специфическое состояние нервной системы, сопровождающееся нарушением контакта ребенка с окружающими людьми. Малыш живет в своем внутреннем мире образов, звуков, ощущений. При этом не испытывает необходимости поделиться ими с окружающими. Родители выступают для таких детей источниками пищи, безопасности, уюта.
Принято считать, что дети-аутисты не от мира всего и обладают низким интеллектом. Однако это далеко не так. Многие люди с аутическим спектром расстройства обладают хорошими музыкальными и художественными способностями, имеют отличную память, математические способности, пространственное мышление.
Многие дети с аутизмом могут распознавать тона и полутона в музыке, самовыражение через рисунок, дает миру интересные произведения.
Способность к концентрации, запоминанию, пространственному воображению, анализу позволяет достигать успехов в том, что более всего увлекло особенного ребенка. Это могут быть, в том числе, и научные труды в выбранной области. Среди ученых и деятелей искусств много людей с аутическим спектром расстройства. Наиболее яркими представителями среди ученых, математиков были А. Эйнштейн, И. Ньютон; среди деятелей искусства композитор В. Моцарт, скульптор Микеланджело и многие другие известные личности.
Как помочь в социуме
Несмотря на внутреннюю закрытость особенного ребенка, есть дети, которые любят играть с такими детьми, не глядя на сложности общения. Свободная игра позволяет ребенку чувствовать снижение напряжения при взаимодействии в социуме. Детки с аутизмом избегают ролевых игр, им больше характерны сенсорные игры. Примерно до четырех лет игры с ребенком могут следующие:
- игры с сыпучими веществами: крупами, песком, бусинами и другими. В емкость насыпаются сыпучие предметы, туда же погружаются игрушки. Задача малыша, вытащить все игрушки из емкости;
- выдувание пузырей и задувание свечи;
- пальчиковое рисование, работа с пластилином;
- взаимодействие с музыкальными инструментами и игрушками.
В возрасте 4-6 лет можно пробовать поиграть с ним в ролевые игры, предлагая примерить на себя чью-то роль. Например, можно предложить полечить зверей и кукол.
Необходимо найти специализированную школу или центр, который имеет направление работы с особенными детьми. В обычной школе такие дети чувствуют себя максимально некомфортно и могут подвергаться буллингу со стороны одноклассников.
Наблюдение за ребенком, позволит выяснить особый интерес к чему-либо. Хоть особенный ребенок не нуждается в вашей оценке, поддержка всегда очень важна. Особенно при коммуникации с другими людьми.
В каких случая тревожиться не стоит
Существует множество причин, по которым любой ребенок может не смотреть в глаза другим людям. И далеко не все они имеют какое-то отношение к аутизму. Например, возможно, малыш не смотрит в глаза, потому что:
- боится человека, который пытается установить с ним контакт глазами, или ему не нравится этот человек;
- есть нарушение слуха, по причине чего он может не сразу догадаться, когда следует посмотреть на другого человека;
- застенчив или испытывает тревожность при нахождении в той или иной социальной ситуации;
- в правилах менталитета и культуре семьи считается невежливым смотреть в упор.
Контакт глазами играет немаловажную роль в системе коммуникации. Поэтому если ребенок не смотрит в глаза, но при этом активно взаимодействует с другими людьми, не скупится на мимику и жесты, а также легко устанавливает контакт и близкие отношения, то маловероятно, что имеются основания подозревать у него есть аутизм.
Как проводится коррекция
В нашей Клинике детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» специалисты проводят диагностику возрастного развития детей и, если есть необходимость, назначают лечение и психолого-педагогическую коррекцию.
В раннем возрасте аутизм можно преодолеть с помощью особенной коррекции и специального обучения. Это помогает им социализироваться в обществе.
Особые дети требуют общения, с некоторыми особенностями. Им необходимо знать заранее, что и в какой последовательности будут делать. Они визуально представляют слова, поэтому с ними важно взаимодействовать с помощью специальных карточек и другие особенности, которые вам расскажут наши специалисты.
Наши врачи рекомендуют обследовать малыша с проявлениями аутизма у того, кто работает с особенными детьми. В нашем центре такие специалисты есть. Обычная диагностика развития может дать некорректную оценку, поскольку диагностика заболеваний аутического спектра имеет свои особенности.
Все изображения взяты из открытых источников
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108