Мутизм у детей — симптомы, причины и лечение

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

В логопедии отсутствие вербальной коммуникации у детей называют мутизмом. При таком диагнозе у пациентов сохранный интеллект, нет дефектов развития слухового анализатора и отклонений в функционировании речедвигательного аппарата. Это означает, что человек слышит обращенную к нему речь, понимает сказанное, но не дает словесной реакции на попытки собеседника вступить с ним в контакт. Речевой мутизм чаще диагностируется у детей, хотя известны случаи появления аномалии у взрослых. В нашем Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» при восстановлении функций мозга у детей мы объединяем усилия врачей и специалистов по функциональному развитию, которые используют различные активизирующие методики, чтобы помочь детям развить свои способности.

Причины возникновения патологии

В группу риска по данному диагнозу попадают дети дошкольного и младшего школьного возраста. В современной медицине основными причинами формирования мутизма у детей являются:

  • истерические неврозы и расстройства невротического характера; излишняя впечатлительность, повышенная эмоциональная чувствительность, ранимость, застенчивость, личностная тревожность, эгоцентричность, завышенная самооценка у индивида, наличие в характере инфантильности, несамостоятельности, конформности;
  • шизофрения, расстройства аутистического спектра, задержка созревания психических структур, фобии, депрессии;
  • органические дефекты в развитии отделов мозга и коры больших полушарий, черепно-мозговые травмы;
  • ошибки семейного воспитания, гиперопека, отношение к ребенку как к кумиру;
  • неблагоприятный социально-психологический климат в семье, отсутствие гармонии в детско-родительских отношениях, дефицит участия родителей в жизни ребенка.

Пусковым механизмом в развитии признаков мутизма у детей являются психотравмирующие ситуации. Вызвать стрессовую реакцию и негативные последствия в виде сознательного отказа от участия ребенка в общении способны переезд в незнакомый город, смерть близкого родственника, вынужденная долгая разлука с матерью, применение родителями жестоких методов воспитания и завышенных требований к сыну или дочери.

При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Какие встречаются разновидности заболевания

Существует несколько подходов к классификации патологии, связанной с отсутствием стремления людей к общению. В основу классификаций ученые кладут выраженность симптоматики и факторы развития аномалии. Принято выделять:

  1. Элективный мутизм у детей, симптомы которого позволяют специалистам называть его избирательным. Признаки избирательного мутизма у детей проявляются только в некоторых ситуациях, в которых они чувствуют дискомфорт. Элективный мутизм нуждается в лечении, так как у детей при сохранности общения с близкими людьми полностью отсутствуют навыки коммуникации с педагогами и сверстниками.
  2. Психогенный мутизм у детей, проявлениями которого являются логофобия и истерический мутизм. Как и элективный мутизм, психогенная патология у детей нуждается в коррекции психолога, так как появляется она у гиперэмоциональных пациентов с нестабильным фоном настроения. Эта разновидность патологии обусловлена сильным стрессом или наличием у человека демонстративных и истерических черт характера.
  3. Селективный мутизм у детей в форме негативного отношения к конкретной обстановке или человеку требует комплексного изучения и лечения. При отсутствии медико-психологической помощи диагноз перерастает в социофобию и существенно снижает качество жизни человека.
  4. Эндогенно-психотический мутизм, признаки которого напоминают шизофрению. Патология сопровождается появлением кататонического синдрома и ярким негативизмом.

Общим признаком для всех разновидностей аномалии является отсутствие речи. Это затрудняет социализацию и обучение. Для преодоления трудностей необходимо записаться на медицинское обследование и пройти углубленную психологическую диагностику.

Особенности диагностики и терапии

Лечение элективного мутизма и других разновидностей патологии, основными симптомами которых являются коммуникативные трудности и неадекватное поведение пациентов в ситуациях межличностного взаимодействия, у детей осложняется трудностью постановки диагноза. Важно подобрать методики диагностики, которые позволят не только определить форму патологии, но и исключить наличие у пациента других диагнозов.

Чтобы поставить диагноз, нужно сначала исключить все возможные физические причины, которые мешают малышу говорить. Затем необходимо проанализировать его поведение в разных ситуациях и понять, как он относится к общению и хочет ли он говорить.

Для постановки диагноза обычно требуется консультация детского психиатра, детского психолога или логопеда-дефектолога. Специалисты оценят уровень развития речи и способность ребенка к коммуникации. В ходе диагностических мероприятий изучается медицинская и психологическая история маленького пациента, включая его развитие и появление симптомов мутизма, чтобы лучше понять причины расстройства. А поскольку некоторые признаки мутизма похожи на симптомы других психических расстройств, проводятся дифференциальные исследования на выявление того, что это именно мутизм, а не что-то иное.

Стандартного подхода к терапии мутизма нет. Врачи разрабатывают индивидуальный реабилитационный маршрут для каждого пациента с учетом особенностей его клинического случая. Среди основных методов лечения следующие:

  • терапия речи — улучшает коммуникативные навыки, расширяет словарный запас и обучает выражать свои мысли и чувства словами;
  • психотерапия — психоанализ, когнитивно-поведенческая терапия или игровая терапия помогают выявить причины мутизма, разрешить эмоциональные проблемы и улучшить коммуникацию;
  • фармакотерапия — в некоторых случаях применяются лекарственные препараты для улучшения симптомов сопутствующих расстройств (например, тревожность или депрессия);
  • обучение альтернативным методам коммуникации — жесты, рисунки, пиктограммы или электронные устройства хорошо помогают в общении;
  • мультисистемная терапия — заключается в комплексном подходе к лечению, включает не только психотерапевтические методы, но и работу с другими специалистами (врачами, педагогами, логопедами);
  • семейная терапия — помогает создать поддерживающую среду и научить родителей эффективным методам взаимодействия с детьми.

В период прохождения терапевтического курса важно обеспечить ребенка пониманием, поддержкой и терпением, чтобы создать условия для его успешной адаптации и развития. Постепенное и методичное включение малыша в различные социальные ситуации и группы поможет ему эффективно развивать навыки общения и адаптироваться в обществе.

Благодаря своевременному применению методов активации мозга и глубокому пониманию специалистами нашего Центра всех процессов, которые привели к нарушениям в развитии центральной нервной системы ребенка, нам удалось разработать высокоэффективный алгоритм воздействия. Этот алгоритм способствует восстановлению нормальной работы мозга и помогает детям преодолеть возникшие трудности.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов