Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

В написании статьи участвовал(а)

Гамбург Анастасия Михайловна

Реабилитолог, Невролог

Неотъемлемым компонентом социализации считают общение. Условием здоровья психики и успешной самореализации личности считаются развитые коммуникативные способности. По мнению педагогов-психологов, сензитивным периодом развития у детей коммуникативных навыков является дошкольное детство. В это время предпочитаемой деятельностью мальчиков и девочек является игра, основанная на межличностном взаимодействии и общении. Совершенствуется умение общаться в школе, когда дети учатся сотрудничать.

Этапы становления коммуникации у детей

Для становления коммуникативного компонента личности необходимо создать специальные условия. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» знают, как это сделать.

Обучение детей коммуникации начинается в семье. Уже в младенческом возрасте дети способны считывать мимику, распознавать настроение родителей по интонации голоса. Кроме того, малыши умеют не только понимать чужие эмоции, но и выражать собственное настроение.

Коммуникативное развитие и формирование навыков общения у детей раннего возраста имеют свои особенности. В период с одного года до трех лет малыш усваивает нормы и правила жизни в социуме. В дальнейшем эти знания помогают ему устанавливать контакты со сверстниками в детском саду. Средствами коммуникации ребенка являются:

  • умение общаться;
  • умение грамотно отстаивать свою позицию, излагать мысли;
  • умение инициировать диалог и поддерживать беседу;
  • умение заинтересованно слушать партнера;
  • умение пользоваться невербальными средствами общения;
  • умение в споре находить компромисс.

Специалисты клиники убеждены, что коммуникативность — это базовая черта характера, которая определяет социальную успешность личности. Для дошкольников основной метод формирования коммуникативных навыков — это развивающие игры. При выборе развивающих методик нужно исходить из возраста ее потенциальных участников. Правила игры должны быть понятны всем участникам. Чтобы малыш лучше понял суть упражнения, на этапе разъяснения правил рекомендуется использовать наглядность.

Эмоционально-поведенческий компонент коммуникации формируется в последнюю очередь. В средней, старшей и подготовительной группах детского сада мальчики и девочки привыкают:

  • контролировать свои эмоции во время общения;
  • договариваться о правилах игры;
  • решать конфликтные ситуации без помощи взрослого.

Систематически посещая детский сад, большинство мальчишек и девчонок овладевают азами коммуникации. У детей дошкольного возраста на занятиях по коммуникативному развитию формируются такие навыки и личностные черты, как:

  • умение общаться;
  • навык активного слушания;
  • доброжелательность;
  • активный словарный запас;
  • стремление к общению с разновозрастной аудиторией;
  • запас сведений о принципах комфортной жизни в обществе.

В образовательных учреждениях проводится диагностика коммуникативных навыков детей. Критериями определения уровня сформированности коммуникативных компонентов общения выступают перечисленные выше характеристики личности.

Развитие коммуникативных навыков у учащихся младших классов происходит в избирательных контактах с другими детьми (школьного или дошкольного возраста). В этот период у ребят формируются прочные дружеские связи, основанные на симпатии и общих увлечениях. В дружеском диалоге формируется оценочный компонент личности, который очень важен в межличностном общении.

Техники, с помощью которых дети учатся искусству социального взаимодействия

Игровые условия способствуют развитию общения детей в кругу сверстников. Родители могут вовлечь малышей в такие виды досуга, которые помогут научиться вежливому общению, адекватному выражению эмоций, установлению причин плохого настроения товарища.

  1. Упражнение «Комплимент». Все участники игры садятся в круг и говорят друг другу комплименты. Тот, кому был адресован комплимент, должен поблагодарить товарища. Игра развивает не только умение сказать приятное партнеру, но и наблюдательность, ведь повторяться в комплиментах нельзя.
  2. Техника «Ловушка». Дети встают в круг и берутся за руки. Один из участников превращается в мышку, которая попала в ловушку. Он находится в центре круга. Его задача — уговорить одного из товарищей выпустить его на свободу.
  3. Игра «Эмоции». На столе раскладываются картинки с изображением эмоций. Участникам предлагается назвать изображенные эмоции. Также детям предлагается составить рассказ, в котором раскрыть причину того или иного эмоционального состояния изображенного человечка.

Кроме того, тренировать коммуникативные способности можно в любых бытовых ситуациях. Становлению этих умений способствует обмен мнениями о прочитанной сказке, рассказы о том, как прошел день. Если же малыш испытывает коммуникативные трудности, стоит обратиться к специалистам, которые помогут установить причины затруднений и устранят их.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

Записаться
отзывы наших пациентов