Как научить ребенка выговаривать шипящие звуки

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Если ребенок не говорит шипящие звуки, у него слабо развит фонематический слух, ему трудно не только писать и читать, но и общаться с одноклассниками. Чтобы помочь малышу социализироваться, коррекционную логопедическую работу нужно начинать в дошкольном возрасте. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» логопеды-дефектологи с большим стажем работы успешно занимаются формированием правильного звукопроизношения у детей с различными причинами возникшего дефекта.

Общие сведения о возрастных логопедических нормах

Родителям детей с речевыми нарушениями важно еще в дошкольном возрасте найти ребенку квалифицированного специалиста, который поможет ему овладеть навыками чтения и письма. По многолетнему опыту специалистов «НейроСпектр» звукопроизношение у детей формируется на протяжении всего периода дошкольного детства. Речевые нормы связаны с анатомо-физиологическим созреванием отдельных частей артикуляционного аппарата и головного мозга. В четыре года многие согласные звуки ребенок произносит со смягчением, а шипеть ему сложно, и это считается нормой.

К пяти годам в речи дошкольников должны присутствовать шипящие звуки [ч] [щ] [ж] [ш], если какие-то из них выговариваются неправильно или отсутствуют — это повод для визита к логопеду.

В шесть-семь лет ребенок должен не только правильно выговаривать все звуки родного языка, но и уметь строить развернутые логичные высказывания.

Причины искаженного произнесения шипящих фонем

Неправильное произнесение шипящих звуков у детей, пропуск или замена их другими фонемами может быть обусловлено не только дефектами артикуляционного аппарата, но и задержками правильного функционального развития головного мозга. Специалисты нашего Центра считают, то основные причины искаженного звукопроизношения — это:

  • физиологические особенности (малая степень подвижности артикуляционных органов, укороченная уздечка, слишком высокое небо, аномальный прикус);
  • слабое развитие слуха и фонематического восприятия;
  • неблагоприятная речевая среда дома, использование взрослыми сюсюканья и упрощенного языка в повседневном семейном общении.

При восстановлении процессов, нарушивших развитие функций мозга, в клиниках нашего Центра проводится совместная работа врачей, специалистов функционального развития, что способствует появлению в речи у детей шипящих звуков.

Методы и приемы логопедической коррекционно-развивающей работы

Чтобы научить ребенка говорить шипящие звуки, наши специалисты проводят систематическую коррекционную работу, включающую основные аспекты артикуляционного развития. Такую работу целесообразно начинать с диагностики. С ее помощью специалисты нашего Центра определяют тип проблемы, отмечая в ходе исследования следующие нюансы:

  • в речи отсутствуют конкретные фонемы по причине того, что ребенок их не слышит;
  • шипящие звуки искажаются в определенных слогах;
  • пропуск или неправильное произношение отмечаются в сложных словах и длинных предложениях.

В зависимости от типа нарушения наши логопеды разрабатывают коррекционную программу и дают родителям рекомендации по организации дополнительных занятий дома. Необходимо ежедневно выполнять артикуляционную гимнастику и упражнения, направленные на постановку речевого дыхания.

Своевременный визит к специалистам, одинаковое понимание проблемы специалистами нашего Центра и использование современных методик активизации мозга помогают выявить причины, вызвавшие патологию и мешающие нормальной работе ЦНС. Все это в комплексе образует мощный алгоритм коррекционного воздействия, восстанавливающий нормальное функционирование головного мозга.

Специалисты нашего Центра имеют многолетний опыт работы с различными патологиями речи. Высокий уровень квалификации логопедов и дефектологов позволяет им разрабатывать эффективные индивидуальные образовательные маршруты для малышей с разными диагнозами. Наши дефектологи, психологи, логопеды и при необходимости неврологи, работая в команде, гарантируют решение поставленной задачи.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов