Влияют ли маски на детскую речь

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Пандемия коронавируса захватила планету и оставила много вопросов о лечении, профилактике, а также других не менее важных ее составляющих. Возникли предположения о том, что у детей в медицинских масках появляются нарушения в становлении речи. Современные родители часто обращаются за разъяснениями к врачам Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Для того чтобы ответить на вопрос об отрицательном влиянии при ношении масок, нужно знать основную информацию о формировании речевой функции.

Какие факторы влияют на развитие речи

Такая форма общения свойственна только человеку, и подготовка к этой деятельности начинается с рождения. Важны как физический, так и социальный подготовительные уровни в развитии речи у детей.

Физическое состояние способствует правильному развитию нервной системы, органов чувств ребенка и обеспечивает возможности:

  • слухового восприятия;
  • распознавания звуков;
  • воспроизведения и сочетания их;
  • осваивания навыков чтения, письма.

Социальный уровень подготовки к формированию речи обеспечивается ближайшим окружением и общением с ним. Условия окружающей среды (от природных особенностей до традиций), безусловно, влияют на активность ребенка и его стремление к определенным моделям поведения. Именно социум дает живую звуковую информацию, интонационные особенности родного языка.

Какие важные принципы способствуют развитию речевой функции

Любая высшая психическая функция для развития нуждается в потребности в ней и возможности удовлетворить эту потребность с учетом наиболее успешного времени для ее формирования.

Родителям необходимо помнить, что:

  1. Общение — это потребность, для освоения которой нужно желание ребенка.
  2. Активность формирует возможность, т. е. более активные дети с большим успехом развивают наследственные способности и социальные навыки.
  3. Своевременное развитие функции. Сензитивный период развития речи начинается с рождения и обретает наибольшую значимость в возрасте 1–3 лет.

В период до года происходит тщательная подготовка к различным видам активности через удовлетворение базовой потребности, которую представляет доверие. Здесь не обойтись без помощи взрослого.

Какие существуют этапы нормального формирования речи

Подготовительный этап речевого развития занимает период от рождения до одного года. Основным принципом, оказывающим влияние на верное формирование речевой функции, является потребность в общении с другим человеком. Условно можно выделить следующие периоды:

  1. Первая улыбка в 1 месяц, до которой малыш освоил слуховое и зрительное сосредоточение.
  2. Гуление в 3–6 месяцев, возникающее в момент оживления при виде близких людей.
  3. Лепет в 6–11 месяцев, основанный на повторении звуков и их сочетаний, интонаций.
  4. Ситуативная (автономная) речь в 12 месяцев, когда малыш произносит несколько слов и понимает до 20 фонетических структур, произносимых взрослыми.

У многих взрослых возникают трудности в понимании слов на младенческом языке, так как в слово ребенок может вкладывать совсем другой смысл, либо объединять под ним ряд сгруппированных объектов.

Самый активный период формирования речи выпадает на 1–3 года, когда возникает способность к расширению речевых, коммуникационных возможностей.

Как влияют медицинские маски на речевое развитие

Специалисты Центра помогут найти ответ на этот вопрос родителям с учетом закономерностей в формировании речевой функции и при условии использования правильной медицинской маски. Врачи заостряют внимание на следующих фактах:

  1. Наибольшее развитие речевой функции происходит в возрасте от рождения до трех лет с помощью живого общения с близкими.
  2. Любые отклонения при своевременном обращении могут быть легко компенсированы.
  3. Маски для детей, в соответствии с рекомендациями мирового медицинского сообщества, необязательно использовать до пяти лет.
  4. Родители также не нуждаются в постоянном ношении маски, которое может препятствовать живому общению.

Таким образом, можно обоснованно опровергнуть миф о вреде медицинской маски и доказать родителям необходимость своевременного наблюдения, а также коррекции возникших у детей речевых нарушений.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

Записаться
отзывы наших пациентов