Как научить ребенка письму

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Как научить ребенка писать буквы и цифры? Для чего нужно правильно писать слова, и как научить ребенка грамотному письму, чтобы он мог писать без ошибок? Существует несколько действительно качественных методик обучения ребенка правописанию. Навык письма от руки все еще остается актуальным. Благодаря ему у ребенка формируется новое умение, процессы восприятия и обработки информации связываются с действием в виде изложения мысли на бумаге, малыш учится концентрировать внимание. Педагоги Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» рассказали о том, как научить ребенка правильно писать слова.

Начать нужно с подготовки

Прежде чем приступить к обучению письму, важно подготовить руку. На что обратить внимание:

  • общий тонус;
  • положение, в котором ребенок пишет;
  • моторика.

Неповоротливость движений ребенка и другие проблемы с крупной моторикой могут повлечь за собой проблемы с мелкой моторикой. 

Естественный путь подготовки к письму руки малыша начинается с рождения. Еда за стульчиком, катание на самокате и велосипеде, игры с прыжками, с мячом, игра на детских площадках и веревочных парках, игры с пазлами, конструкторами, лепка пластилина, игра в песочнице. Все это оказывает влияние на тонус руки.

Актуальная проблема современного мира — раннее развитие детей. Неокрепшая рука и спина у детей четырех-пяти лет не готовы к обретению навыку письма. К этому возрасту ребенку достаточно правильно держать кисть, карандаш, ручку.

Готовность учиться писать определяется наличием умения рисовать:

  • волнистые и круговые линии;
  • прямые линии по вертикали, горизонтальные и по диагонали;
  • сплошные и прерывистые линии (по прямой или заштриховывание рисунков, игра в танчики).

Навык письменной речи важно развивать путем формирования интереса ребенка, последовательного обретения умений, чтобы сложное умение давалось ребенку легко.

Как формируется интерес к письму

Письмо — это один из способов выразить и передать мысли. Письменная речь начинается с изображений. Малыш с интересом рисует каракули, раскрашивает картинки и рисунки в подарок маме и папе. Так он делится своими мыслями и учится их выражать. Нужно быть благодарным и радоваться с ребенком. 

Малыш усердно пытается передать идею через начертание образов. Этот процесс подобен шифрованию. Инициировать рисование нужно совместно с ребенком. Начинать следует с отпечатков пальчиков и ладошек, рисования на песке, затем учить рисовать мелками, кистью и красками, раскрашивать раскраски, первые изображения улыбки, цветочков и кружочков, машинок.

Ребенок может быстро уставать и из-за дискомфорта терять интерес к рисункам. Он еще не может объяснить причины своего недовольства. Дело часто в нарушении осанки и тонуса. На здоровье ребенка и слабости в руках сказывается неправильное положение за играми на гаджетах, отсутствие активных игр, направленных на развитие тонуса и мелкой моторики. Ребенку становится трудно держать кисть и карандаш. 

Поэтому начинать письмо нужно с небольших записочек, маленьких пожеланий и рассказов, а также прочтения их друг другу. Делать их нужно с радостью и благодарить за светлые идеи, писать на разноцветных листочках, можно с рисунками. Параллельно стоит ввести активные игры, продумать удобное положение (стола и стула для игр, рисования, письма), следить за осанкой ребенка и, если становится заметной асимметрия, обратиться к ортопеду.

Радость от рисования, написания первых букв и небольших записок перейдет в радость письменной речи. Если у ребенка нет стремления писать или рисовать к пяти-шести годам, то важно вернуться к предыдущему этапу. Первые каракули и рисунки ребенка нужно научиться принимать с радостью: так малыш стремится сделать доброе дело и выразить свои мысли, обрадовать родителей. Важно поощрять такие стремления.

Как помочь ребенку обрести умение письменной речи

Нужно начать с естественных задач для развития моторики: помогать в уборке, готовке, стирке. К ежедневным занятиям стоит добавить небольшие диктанты на полезные и интересные темы, рисование, игру с пазлами, конструкторами, мозаикой. Далее можно добавить тренажеры-пособия с ориентирами для написания букв.

Как это позволит научить ребенка правильно соединять буквы при письме, а также правильно и красиво писать прописные буквы? Тренажеры в образе букв полезны:

  1. Последовательным обучением от простых букв к сложным сочетаниям и словам.
  2. Тренировкой концентрации внимания и направления движения руки.
  3. Стрелки помогают ориентироваться и запомнить правильное написание. Детки иногда пишут в обратном направлении, поэтому упражнения облегчают им процесс обучения. С каждым разом ошибок становится все меньше.

Примерно к пяти-шести годам ребенок готов к началу обучения чтению и письму. Это важный критерий для старта и выбора подходящих упражнений. Не нужно сразу ожидать красивого правописания. Процесс требует терпения и усердия как со стороны ребенка, так и со стороны родителей. Однако результат стоит того, чтобы с радостью последовательно идти к нему. 

Важно помнить, что уроки не должны быть длительными. Ошибки в правописании иногда являются признаком усталости руки. В этом случае ребенку нужно немного отдохнуть. Концентрация внимания, как и нормальная моторика, развивается постепенно.

Специалисты нашего Центра рассказывают, что для начала нужно посмотреть видеоуроки или взять несколько уроков каллиграфии. Опытные педагоги подскажут ребенку, как написать букву по размеру строк, как легче держать ручку и с какой силой давить, помогут научиться правильно сидеть и дышать, научат сосредотачиваться, видеть красоту прописных букв, разницу в написании. Это поможет ребенку с радостью подходить к письму и стремиться писать без ошибок, внимательно и красиво.

Как относиться к ошибкам

Зеркальное написание — это незначительные ошибки на начальном этапе обучения. Их нужно очень бережно поправить. Объяснить и показать, как пишется буква, и на что нужно обратить внимание. Орфографические ошибки ребенок научится исправлять по мере изучения правил в первом классе. 

Если проблемы с написанием слева направо остаются к семи годам, специалисты рекомендуют обратиться нейропсихологу.

В случаях с гипертонусом, когда ребенок сильно надавливает на ручку и бумагу, отчего часто рвется листок, нужно сходить на прием к ортопеду и попробовать упражнения для восстановления тонуса кистей.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов