Нарушения чтения и письма


В написании статьи участвовал(а)
Куличенко Леся Викторовна
Реабилитолог, Невролог
Способность складывать буквы в слова, слова — в фразы, и воспроизводить все это на бумаге воспринимается сегодня как само собой разумеющееся умение современного образованного человека. И детям это умение необходимо для того, чтобы получить достойный уровень образования и успешно в дальнейшем двигаться вперед, занимаясь самообразованием и развивая профессиональные навыки. Однако на этом обычном для школьников пути некоторые из них сталкиваются с препятствием — дефектом восприятия и отображения информации в виде нарушений при чтении и письме.
Причины трудностей, возникающих при чтении и письме
Как понять, в чем кроются проблемы при освоении этих навыков, какими бывают нарушения письма и чтения у детей, и каков алгоритм действий родителей при возникновении у ребенка проблем на начальном этапе обучения?
Базой для овладения умением читать, а затем и писать, является речь, развитие которой проходит под контролем и управлением головного мозга. Дефекты в его работе способны спровоцировать возникновение ошибок в речи, а затем и появление проблем при обучении ребенка ключевым в образовании навыкам. Восприятие речи искажается и вследствие афазии, вызванной травмой, воспалительным процессом или заболеваниями ЦНС.
Какова причина трудностей в письме и чтении, возникших у конкретного человека, может точно сказать лишь компетентный профильный специалист. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» располагает штатом профессионалов, обладающих большим практическим опытом коррекции нарушений речевого развития. Подобные дефекты приводят к трудностям в обучении уже на его начальном этапе, поэтому своевременная помощь ребенку, столкнувшемуся с подобной неприятностью, крайне необходима.
Чтение — виды нарушений и их описание
Обучая детей читать, педагог должен обращать внимание на малейшие трудности, возникающие при озвучивании букв и слов. Это поможет распознать проблему алексии — нарушения чтения. Алексия может принимать следующие формы:
- «Глобальное» чтение — в этом случае учащийся не столько составляет слова из букв, сколько «узнает» хорошо знакомые в написании выражения. Для чтеца, имеющего такую проблему, визуально «опознанное» слово может и не нести смысловой нагрузки, либо может соотноситься исключительно с картинкой.
- «Аналитическое» чтение — при такой форме дефекта возникают сложности при соединении букв, образующих слова. Сложной становится и замена, перестановка букв при склонении, образовании словоформ.
Нарушение чтения не ограничивается этими двумя формами. Затруднения схожи по характеру с речевой дисфункцией и проблемами с написанием. Здесь, как в разговорной и письменной речи, дети могут переставлять и пропускать звуки, многократно повторять одни и те же, «застревать» на каком-нибудь из них.
Письмо — виды нарушений и их особенности
Овладеть письмом — вторая сложная задача, стоящая перед школьником. Это умение для мозга представляет обратный чтению процесс, когда звуки преобразовываются в графические символы. Возникающие при этом искажения приводят к тому, что графический образ буквы воспроизводится неправильно. Аграфия — нарушение письма — проявляется в разных формах:
- Моторная эфферентная аграфия — выражается в затруднении при написании букв и слов. Пишущий пропускает буквы, особенно в наборе из нескольких последовательных согласных, пытается помочь себе (часто безрезультатно) проговариванием слова вслух. Проявляется этот вид аграфии во время письма под диктовку или от себя.
- Моторная афферентная аграфия — это дефект, при котором мозг неспособен точно распознать произнесенный звук, то есть однозначно воспринять набор движений артикуляционного аппарата при его произнесении. И это становится причиной ошибок в произнесении или написании звука.
- При оптической аграфии графическое изображение звука вспоминается с трудом. Ребенок при написании заменяет необходимую букву другими, схожими с ней визуально.
- Сенсорная аграфия — это нарушение восприятия и распознавания звуков родного языка.
Сила проявлений описанных симптомов может быть разной, но однозначно характеризует степень отклонений в речевом развитии. Искажения, возникающие при освоении любого речевого навыка, вплетаются в смежные, затрудняя весь процесс обучения.
Трудности с чтением и письмом неминуемо приводят к затруднению усвоения новых знаний, а отсюда — к пробелам в образовании. Однако не всегда сложности в освоении базовых для школьника навыков связаны с речевой дисфункцией. Неполное понимание прочитанного материала может также вызвать трудности в чтении. Здесь причиной может быть и недостаточно развитая внимательность. Выяснить истинную природу описанных выше проблем помогут специалисты Центра. Точная постановка диагноза, привлечение к работе команды высококлассных врачей и правильно выстроенная стратегия лечения и занятий с ребенком дадут гарантированно положительный и устойчивый результат. В этом за более чем десятилетие работы Центра убедились многие клиенты, сумевшие справиться с проблемами детского речевого развития.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Электронная почта
Адреса в Москве
Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)
Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)

