Нарушения чтения и письма

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Способность складывать буквы в слова, слова — в фразы, и воспроизводить все это на бумаге воспринимается сегодня как само собой разумеющееся умение современного образованного человека. И детям это умение необходимо для того, чтобы получить достойный уровень образования и успешно в дальнейшем двигаться вперед, занимаясь самообразованием и развивая профессиональные навыки. Однако на этом обычном для школьников пути некоторые из них сталкиваются с препятствием — дефектом восприятия и отображения информации в виде нарушений при чтении и письме.

Причины трудностей, возникающих при чтении и письме

Как понять, в чем кроются проблемы при освоении этих навыков, какими бывают нарушения письма и чтения у детей, и каков алгоритм действий родителей при возникновении у ребенка проблем на начальном этапе обучения?

Базой для овладения умением читать, а затем и писать, является речь, развитие которой проходит под контролем и управлением головного мозга. Дефекты в его работе способны спровоцировать возникновение ошибок в речи, а затем и появление проблем при обучении ребенка ключевым в образовании навыкам. Восприятие речи искажается и вследствие афазии, вызванной травмой, воспалительным процессом или заболеваниями ЦНС.

Какова причина трудностей в письме и чтении, возникших у конкретного человека, может точно сказать лишь компетентный профильный специалист. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» располагает штатом профессионалов, обладающих большим практическим опытом коррекции нарушений речевого развития. Подобные дефекты приводят к трудностям в обучении уже на его начальном этапе, поэтому своевременная помощь ребенку, столкнувшемуся с подобной неприятностью, крайне необходима.

Чтение — виды нарушений и их описание

Обучая детей читать, педагог должен обращать внимание на малейшие трудности, возникающие при озвучивании букв и слов. Это поможет распознать проблему алексии — нарушения чтения. Алексия может принимать следующие формы:

  1. «Глобальное» чтение — в этом случае учащийся не столько составляет слова из букв, сколько «узнает» хорошо знакомые в написании выражения. Для чтеца, имеющего такую проблему, визуально «опознанное» слово может и не нести смысловой нагрузки, либо может соотноситься исключительно с картинкой.
  2. «Аналитическое» чтение — при такой форме дефекта возникают сложности при соединении букв, образующих слова. Сложной становится и замена, перестановка букв при склонении, образовании словоформ.

Нарушение чтения не ограничивается этими двумя формами. Затруднения схожи по характеру с речевой дисфункцией и проблемами с написанием. Здесь, как в разговорной и письменной речи, дети могут переставлять и пропускать звуки, многократно повторять одни и те же, «застревать» на каком-нибудь из них.

Письмо — виды нарушений и их особенности

Овладеть письмом — вторая сложная задача, стоящая перед школьником. Это умение для мозга представляет обратный чтению процесс, когда звуки преобразовываются в графические символы. Возникающие при этом искажения приводят к тому, что графический образ буквы воспроизводится неправильно. Аграфия — нарушение письма — проявляется в разных формах:

  1. Моторная эфферентная аграфия — выражается в затруднении при написании букв и слов. Пишущий пропускает буквы, особенно в наборе из нескольких последовательных согласных, пытается помочь себе (часто безрезультатно) проговариванием слова вслух. Проявляется этот вид аграфии во время письма под диктовку или от себя.
  2. Моторная афферентная аграфия — это дефект, при котором мозг неспособен точно распознать произнесенный звук, то есть однозначно воспринять набор движений артикуляционного аппарата при его произнесении. И это становится причиной ошибок в произнесении или написании звука.
  3. При оптической аграфии графическое изображение звука вспоминается с трудом. Ребенок при написании заменяет необходимую букву другими, схожими с ней визуально.
  4. Сенсорная аграфия — это нарушение восприятия и распознавания звуков родного языка.

Сила проявлений описанных симптомов может быть разной, но однозначно характеризует степень отклонений в речевом развитии. Искажения, возникающие при освоении любого речевого навыка, вплетаются в смежные, затрудняя весь процесс обучения.

Трудности с чтением и письмом неминуемо приводят к затруднению усвоения новых знаний, а отсюда — к пробелам в образовании. Однако не всегда сложности в освоении базовых для школьника навыков связаны с речевой дисфункцией. Неполное понимание прочитанного материала может также вызвать трудности в чтении. Здесь причиной может быть и недостаточно развитая внимательность. Выяснить истинную природу описанных выше проблем помогут специалисты Центра. Точная постановка диагноза, привлечение к работе команды высококлассных врачей и правильно выстроенная стратегия лечения и занятий с ребенком дадут гарантированно положительный и устойчивый результат. В этом за более чем десятилетие работы Центра убедились многие клиенты, сумевшие справиться с проблемами детского речевого развития.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов