Импрессивная и экспрессивная речь у ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Новрузов Мехди Насреддинович

Невролог

Понятия экспрессивной речи в логопедии и лингвистике различаются. Если лингвисты об экспрессивном стиле речи говорят, когда она эмоционально окрашена, то в логопедии под этим понятием подразумевается не эмоционально экспрессивная речь, а членораздельное воспроизведение осознанных слов и фраз. И если логопед диагностировал расстройство экспрессивной речи у ребенка, то это значит, что у малыша нарушена способность членораздельно произносить слова, а не то, что он говорит монотонно или читает стихи «без выражения». Экспрессивная речь и импрессивная речь (способность понимать услышанные и прочитанные слова) являются двумя неразрывными составляющими овладения речевыми навыками. Если у ребенка нарушена импрессивная или экспрессивная функция речи, то он нуждается в помощи специалистов. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится диагностика, медицинская и логопедическая коррекция нарушений речевого развития у детей с применением авторских методик и современных аппаратных технологий.

Определения экспрессивной и импрессивной речи

Слово «импрессия» («impression») во многих языках означает «впечатление», восприятие сигналов, поступающих из внешнего мира и воздействующих на органы чувств. Именно поэтому восприятие и понимание услышанных и написанных слов было названо импрессивной или сенсорной речью. За эту функцию отвечает определенный участок коры головного мозга, названный в честь его первооткрывателя зоной Вернике. Эту зону можно сравнить с картой памяти, на которой записано звучание и значение всех знакомых человеку слов. При нарушениях в ее работе человек неспособен различать слова и понимать их смысл.

Экспрессия в переводе с латыни означает «выражение». С помощью экспрессивной (моторной) речевой функции люди обладают способностью воспроизводить звуки и произносить слова. В этом процессе участвуют артикуляционный аппарат и управляющий им участок коры головного мозга, который носит название зоны Брока. При нарушениях экспрессивной речи понимание сказанного и прочитанного сохраняется, но способность произносить понятные окружающим слова ухудшается или совсем исчезает.

Но не только зоны Вернике и Брока ответственны за речевую функцию. Нейрохирургом Пенфилдом был открыт еще один участок мозга, который является вспомогательным и при поражении зон Вернике или Брока берет на себя часть их функций. Благодаря этому существует возможность частично компенсировать утрату речевых навыков или недостаточное развитие экспрессивной и импрессивной речи у детей.

Возрастные нормы речевого развития

Сенсорная и экспрессивная речь у детей должны развиваться в соответствии с возрастными нормами. Малыши в возрасте от рождения до 4,5 лет с нормальным развитием импрессивной речевой функции должны:

  • реагировать на голос матери — с 1−1,5 месяцев;
  • оживляться и улыбаться при обращении к ним — с 3 мес.;
  • различать интонации и по-разному на них реагировать — с 4 мес.;
  • издавать звуки в ответ на обращенную к ним речь — с 5 мес.;
  • различать свое имя с полугодовалого возраста;
  • понимать просьбы, подкрепляемые жестами — с 7 мес.;
  • знать, как называются части лица — с 7,5 мес.;
  • воспринимать просьбы, не сопровождающиеся жестами — с 8,5 мес.;
  • уметь находить и показывать по просьбе знакомые предметы — с 9−10 мес.;
  • понимать простые картинки — с 10−11 мес.;
  • знать «нельзя» — с 11 мес.;
  • понимать простые фразы — «пойдем гулять», «будем спать» и др. — с одного года;
  • отвечать на вопросы по картинкам — с двух лет;
  • воспринимать простые сказки и истории — с 2,5 лет;
  • отвечать на вопросы, поддерживая диалог — с 3,5 лет;
  • понимать фразы длиной более 10 слов — с 4,5 лет.

Характеристики развития экспрессивной речи по возрастам следующие: с полутора месяцев — гуление, с пяти месяцев — лепет, произношение 10−15 слов  — к году, около 100 слов — к полутора годам, 350−400 — к двухлетнему возрасту, около 1 тысячи — к трехлетнему. Четырехлетки должны говорить сложными фразами и уметь вести диалог.

Отставание в развитии экспрессивной речи в пределах нескольких месяцев можно считать вариантом нормы, но для импрессивной речевой функции эти границы жестче. Если малыш не понимает того, что положено понимать в его возрасте, это может свидетельствовать о задержке умственного развития, расстройствах аутистического спектра и других патологиях.

Методы коррекции речевых нарушений у детей

Специалисты нашего Центра успешно корректируют различные виды речевых нарушений у детей с помощью традиционных и инновационных проверенных методов, доказавших свою эффективность. Каждый маленький пациент проходит диагностику, по результатам которой ему назначается схема лечения, включающая:

  • медицинскую коррекцию по авторским методикам;
  • прием витаминов, минералов и биологически активных добавок, улучшающих функционирование центральной нервной системы;
  • мануальную терапию, массаж, логопедический массаж;
  • рефлексотерапию;
  • ЛФК;
  • аппаратные процедуры, активизирующие работу зон мозга, ответственных за восприятие и произношение слов: транскраниальная магнитная стимуляция, БОС, логобатут, аудиосенсорные тренировки по Томатису;
  • индивидуальные и групповые занятия с нейропсихологом, логопедом, клиническим психологом;
  • обучение членов семьи правилам занятий по коррекции речевых нарушений у ребенка.

Трудности с пониманием и воспроизведением слов родного языка приводят к отставанию в психическом развитии и приносят ребенку страдания. Чем раньше получится привести его в нашу клинику, тем скорее коррекционная работа даст положительный результат.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов