Дифференциация речи

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Дифференциация звуков речи — это умение отличать аналогичные по произнесению фонемы. Этот навык играет важнейшую роль в детском речевом развитии. Нередко случается, что звукопроизношение у малыша правильное, но в живом разговоре он использует похожие звуковые единицы вместо необходимых. При наличии подобного нарушения нужно обратиться к логопеду для диагностики и коррекции. В противном случае это негативно скажется на грамотности: существует высокая вероятность появления проблем с чтением и письмом во время обучения. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей и специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Основные задачи

Звуковая культура детской речи предполагает четкую артикуляцию и дифференциацию разных звуков, их корректное произношение, умелое владение голосом. Работа по опознанию и различию фонем приобретает актуальность, как только ребенок научится выговаривать их правильно. Главная цель такой деятельности — выработать у малышей устойчивый навык корректного употребления звуков в речи (смешение с похожими по артикуляции и звучанию фонемами недопустимо). Достигают его методом регулярного выполнения упражнений на занятиях с опытным логопедом.

Диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.

Этапы логопедической работы

Мероприятия по дифференциации звуковых частей речи направлены на развитие слухового и закрепление произносительного распознавания фонем, постепенное совершенствование фонематического синтеза и анализа. Логопедическая работа по различению смешиваемых элементов (твердых/мягких, глухих/звонких, шипящих/свистящих) состоит из двух этапов. В ходе первого этапа уточняются акустический и произносительный образы схожих по звучанию фонем, проводятся занятия по следующим направлениям:

  • отработка голосовой артикуляции с помощью зрительного, слухового, тактильного восприятия;
  • выделение звуковых единиц в слоге (во время произнесения, на слух);
  • тренировка определения наличия и места расположения звуков внутри слов;
  • выделение слова с фонетической единицей из текста.

На втором этапе малыши сравнивают слышимые и произносимые фонемные элементы, схожие по звучанию. В процессе фонематической дифференциации логопеды уделяют много времени развитию звукового анализа и синтеза. Причем речевой материал всегда содержит слова со смешиваемыми элементами. Регулярные занятия по дифференциации звуков благоприятно влияют на развитие речи малышей, придают ей выразительность. Игровая форма детских мероприятий делает их более увлекательными, интересными и познавательными.

Методы коррекции

Коррекция дифференциации звуков в речи детей — важная задача, которая требует системного подхода и использования разнообразных методов. Основная цель — развитие фонематического восприятия, то есть способности различать похожие звуки и правильно их произносить.

Один из эффективных способов достижения этой цели — использование игр. Например, можно предложить детям игру «Кто, как говорит?», где они должны будут угадать, какой звук издает то или иное животное. Или игру «Угадай звук», где нужно будет определить, какой звук издает определенный предмет. Такие игры не только интересны, но и активно вовлекают детей в процесс обучения.

Кроме того, специалисты «НейроСпектр» проводят контролируемую практику. Занятия структурированы и постепенно усложняются: в начале урока используются простые слоги и сочетания звуков, а затем переходят к более сложным словам.

Специалисты нашего Центра используют современные методики активации мозга, которые помогают детям с нарушениями в развитии центральной нервной системы. Наши врачи и педагоги одинаково хорошо понимают все процессы, которые привели к этим нарушениям, и те, что мешают их устранению. Это позволяет нам создавать эффективные алгоритмы воздействия, направленные на восстановление нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Сидоренко Маргарита Петровна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов