Сказкотерапия для детей — зачем она нужна?

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Сказки не зря издавна используются в воспитании детей, известные советские и зарубежные психологи отмечали их терапевтический эффект еще в первой половине ХХ века. Сейчас сказкотерапия для детей является признанным методом практической психологии, позволяющим справиться со множеством воспитательных задач и психологических проблем в раннем детском возрасте. Специалисты Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» широко применяют методы сказкотерапии наряду с другими способами лечения неврологических нарушений, что не только обеспечивает достижение высоких результатов, но и делает лечебные сеансы интересными и привлекательными для детишек.

В каких случаях помогает сказкотерапия?

Подбирая определенные сюжеты сказок, можно осуществлять коррекцию сказкотерапией негативных поведенческих паттернов, преодолевать различные детские фобии, помогать пережить без последствий психотравмирующие события. Целью сказкотерапии могут быть:

  • избавление от страха темноты, высоты, боязни животных, прохождения медицинских процедур и т. п.;
  • коррекция гиперактивности;
  • устранение агрессивности в поведении;
  • избавление от энуреза, расстройств пищевого поведения и т. п.;
  • проживание отрицательного опыта при негативных событиях: разводе родителей, смерти члена семьи, военных конфликтах и т. д.;
  • воспитание положительных моральных качеств;
  • накопление опыта разумного поведения в разных ситуациях;
  • обучение в игровой форме полезным знаниям и навыкам.

Используется сказкотерапия и в рамках занятий по логоритмике при реабилитации ребят с нарушениями слуха, которым была проведена кохлеарная имплантация. Но этот метод имеет и противопоказания: обширные поражения головного мозга, острые психотические состояния, опасность развития судорожного синдрома и т. д.

Приемы лечения сказками

Большинство родителей ограничиваются чтением сказок малышам или побуждают детей постарше к самостоятельному чтению. Это, несомненно, приносит немало пользы. Но методы коррекции сказкотерапией включают в себя не только чтение, но и множество других приемов:

  • обсуждение прочитанной сказки;
  • разбор и оценку поведения персонажей, суд над ними;
  • разыгрывание сюжета с помощью кукол;
  • рисование иллюстраций;
  • изменение сюжета, включение в нарратив героев других сказок;
  • пересказывание сказки и рассказывание наоборот;
  • придумывание сказки по определенной модели.

Таких приемов в психологии известно более двадцати. Используя их в работе с детьми, а также применяя другие способы психотерапии, специалисты нашего Центра добиваются максимальной эффективности этого метода. Применять сказкотерапию как средство развития ребенка вполне успешно могут и сами родители, если будут подбирать сюжеты сказок в соответствии с существующими проблемами и не ограничиваться только прочтением, а вовлекать ребенка в обсуждение прочитанного.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов