Дисграфия: виды, причины, профилактика и лечение

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Дисграфия — серьезное нарушение письма, характеризующееся постоянно повторяющимися однотипными ошибками. Проявляется оно чаще всего пропуском или заменой букв, слогов и целых слов. Это расстройство возникает по причине недоразвития высших отделов ЦНС. Детям с таким заболеванием сложно овладеть грамматикой даже родного языка. При отсутствии лечения дисграфии у младших школьников наблюдается очень низкая успеваемость в школе, появляются проблемы общения со сверстниками. Своевременное обращение к опытному логопеду-дефектологу предупредит развитие нарушений письменной речи либо поможет максимально быстро устранить их. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Основные виды

Учитывая степень расстройства анализаторов, главных психических функций и несформированность базовых навыков письма, специалисты выделяют такие разновидности дисграфии:

  • акустическая — сопровождается тяжелым искажением фонемного распознавания;
  • аграмматическая — определяется недостаточным совершенством лексики и грамматики речи;
  • оптическая — отличается ограниченным развитием визуальных и пространственных представлений;
  • артикулярно-акустическая — наблюдается значительное нарушение фонематического слуха, произношения звуков, артикуляции;
  • дисграфия, спровоцированная расстройством языкового анализа и синтеза.

Логопеды выделяют два типа расстройства письма: специфические (типичные) и неспецифические (возникают из-за отклонений сознания, задержки психического развития). Причем смешанные виды дисграфии встречаются намного чаще, чем «чистые».

Причины и симптомы

Дисграфия возникает на почве перенесенных травм или патологий головного мозга, под влиянием социально-психологических факторов и генетической предрасположенности. Несформированность некоторых зон мозга головы передается малышу от родителей. Наличие психических болезней у ближайших родственников повышает вероятность развития логопедической дисграфии.

Существуют патологические факторы, негативно воздействующие на малыша в пре- и постнатальный периоды детского развития. К ним относятся тяжелые болезни беременной женщины, вредные привычки будущей матери, токсикозы, проблемные роды, асфиксия, травмы младенца при рождении.

Распознать дисграфию можно по следующими характерным для этого нарушения признакам:

  • каллиграфические ошибки;
  • проблемы с написанием букв;
  • трудности с пониманием письменных инструкций;
  • медленное письмо;
  • проблемы с орфографией;
  • трудности с составлением предложений;
  • неуверенность в письме;
  • утомляемость при письме;
  • проблемы с пространственным восприятием;
  • трудности с переключением внимания между различными аспектами письма;
  • неустойчивость руки при письме;
  • частое использование резинки для исправления ошибок.

При обнаружении любого из приведенных симптомов у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. Между тем у разных детей симптомы могут проявляться по-разному, и не все дети с дисграфией демонстрируют все перечисленные признаки.

У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши специалисты с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему: диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Диагностика и лечение

Диагностика дисграфии требует анализа выполненных письменных заданий пациента, специального исследования его речи. Коррекция предполагает исправление ошибочного произношения звуков, развитие фонематики, лексики и грамматики.

Для устранения дисграфии, вызванной нарушением языкового синтеза и анализа, специалист работает над развитием у школьников памяти, аналитико-синтетических навыков, мышления, зрительного и слухового восприятия.

В качестве дополнительного лечения назначаются:

  • антидепрессанты;
  • стимуляторы ЦНС;
  • физиотерапия;
  • витамины.

Разные формы дисграфии, включительно с проблемами анализа и синтеза, требуют посещения специально разработанных коррекционных курсов. Подобрать их способен лишь логопед-дефектолог с опытом работы.

Профилактика

Для снижения риска появления нарушений письма у школьников рекомендуется заранее планировать беременность, беречься от инфекций во время вынашивания малыша, избегать вредных привычек. Для профилактики дисграфии также нужно уделять достаточно внимания развитию ребенка с самого раннего детства: разговаривать с ним, вместе петь и читать вслух, использовать различные упражнения.

Соблюдение рекомендаций логопеда-дефектолога, настойчивость и терпение при выполнении логопедических упражнений позволяют детям в скором времени приобрести навыки грамотного письма. Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов