Дисграфия у ребенка. Как проявляется заболевание


В написании статьи участвовал(а)
Гороховский Евгений Александрович
Невролог, Нейрохирург
Дисграфия — это характерное нарушение письма у ребенка. Расстройство никак не связано с интеллектом или самочувствием, поскольку не происходит отставания в умственном и в физическом развитии. Однако очевидные трудности в освоении письменной речи неопровержимо свидетельствуют о том, что налицо расстройство навыков письма, которое необходимо системно корректировать. В Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» разработаны тесты, позволяющие выявить дисграфию. Специалисты нашего Центра помогают ребенку грамотно исправить и устранить недостатки, используя в работе методические материалы и авторские разработки.
Какие признаки «выдают» дисграфию
Основным симптомом дисграфии считается допущение устойчивых специфических ошибок:
- в буквах и слогах — смешения, перестановки, повторы, пропуски: «иргать-играть» или «кушать-кушатять» (артикуляторно-акустическая форма);
- в словах — слияние слов, а также слитное написание слов с предлогами или раздельное с приставками: «шелснег», «залесом», «при ходит» (форма на почве нарушения языкового анализа/синтеза);
- в предложениях — трудность в освоении различий частей речи и/или образовании чисел существительных: «грустно изадождя», «много карандашов» (аграмматическая форма).
Список дополняет такой вид дисграфии, как моторная форма, которая в основном проявляется в почерке, когда в процессе написания ребенок испытывает трудности в движении «пишущей» кисти руки и в зрительном восприятии букв. Дети с двигательной дисграфией пишут медленно и очень неразборчиво, владеют слабыми навыками начертания символов и не умеют рисовать, а еще нередко наблюдается неспешное постукивание подушечками пальцев — нарушение мелкой моторики рук.
Кроме того, различные виды дисграфии у детей также могут проявляться в сочетании с нарушениями неврологического характера — снижением внимания и памяти, ухудшением поведения, гиперактивностью, психическими заболеваниями. Однако важно помнить, что в первом классе большинство детей не без труда осваивают письмо, допускают ошибки, и это вполне нормальный путь формирования письменной речи.
О методах диагностики и лечения дисграфии
В настоящее время трудности с письмом, равно как и с чтением, относят к «специфическим расстройствам обучения». Диагностику дисграфии проводят врач-невролог и педагог-психолог. Кроме сведений о низкой успеваемости, поставить верный диагноз помогут специальные тесты; они включают элемент письма — дублирование предложений или развернутые ответы на несколько вопросов для составления короткого сочинения и элемент мелкой моторики, чтобы проверить скорость и реакцию при написании.
Вопрос о том, как лечить дисграфию, рассматривается в рамках коррекционных мероприятий, после того как установлен сам факт нарушения письма и факторы, которые его обуславливают. Такие занятия проводятся в Центре «НейроСпектр». В ходе логопедических упражнений ребенок учится различать звуки, работать с текстом, формировать рассказ по картинке и строить грамматически правильные предложения от простых до сложных, а еще разделять слова на слоги, выделять гласные. В нашем Центре также проводится работа по исправлению/улучшению почерка.
© https://neurospectrum.ru/ Все права защищены. При перепечатке материалов ссылка на источник обязательна.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3