Что такое фонетико-фонематическое недоразвитие речи

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей — расстройство, связанное с недостаточным усвоением звукового строя языка, что приводит к нарушению произношения звуков и звукосочетаний. Это является одной из форм нарушений речевого развития у детей и требует специальной коррекционно-логопедической работы. У вас не будет повода беспокоиться, потому что специалисты Клиники детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — правильно оценить и диагностировать нарушение, выбрать оптимальный план коррекции и лечения.

Причины и симптомы

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей серьезно ограничивает их общение и социальную адаптацию. Именно поэтому так важно обратиться за профессиональной помощью и начать лечение как можно раньше. Своевременное и эффективное психологическое и логопедическое вмешательство способно значительно улучшить речевые навыки детей и помочь им успешно интегрироваться в общество. Кроме того, поддержка со стороны родителей и педагогов также играет важную роль в процессе преодоления этого расстройства.

Причины недоразвития речи достаточно разнообразны, наиболее распространенные среди них:

  • генетические факторы (например, многие нарушения — дизартрия или афазия — связаны с генетическими аномалиями, когда отклонения в генетической структуре приводят к неврологическим расстройствам, влияющим на способность малыша к звукопроизношению);
  • нарушения в раннем развитии ребенка;
  • условия окружающей среды, включая недостаток языковой стимуляции и неблагоприятные социальные условия.

Расстройство легко распознается по следующим симптомам:

  • неправильное произношение звуков;
  • замена и искажение звуков;
  • трудности в правильном образовании звукосочетаний.

Дети с таким расстройством испытывают трудности в понимании и воспроизведении звуковой структуры слов, и это негативно влияет на их способность вести полноценные речевые диалоги, развивать коммуникативные навыки.

Как диагностируется

Диагностика у специалиста выполняет важную роль в определении причин нарушений речевого развития и разработке индивидуальной коррекционной программы. Специалист нашей клиники проводит комплексное обследование, включающее анализ фонетической и фонематической стороны речи ребенка. При использовании специальных методик и инструментов оценивается правильность произношения звуков, способность различать фонемы, уровень звукопроизношения и другие аспекты речевой деятельности.

После проведения диагностики определяется степень недоразвития речи и разрабатывается индивидуальный план коррекционных занятий, направленных на устранение дефектов речи и совершенствование навыка правильного звукопроизношения у ребенка.

Такой план формируется преимущественно из трех основных этапов:

  1. Первый этап занятий состоит из разогрева и подготовительных упражнений, направленных на активизацию артикуляционного аппарата.
  2. Далее следует этап слухового восприятия, где предлагается различать звуковые пары и различать слова по их звуковому содержанию. Здесь применяются специальные игры и задания для тренировки слухового анализатора.
  3. Заключительный этап занятий — закрепление пройденного материала через различные игры и упражнения. На этом этапе малыш демонстрирует умение правильно произносить звуки и слова, применять их в контексте. Важно повторять и закреплять материал на каждом занятии, чтобы обеспечить прогресс в устранении дефектов речи.

Диагностика является важным шагом на пути развития речи и способствует оптимальному формированию навыков коммуникации у детей путем определения дальнейших лечебно-коррекционных мероприятий.

Какие задачи решаем

Нарушения в звукопроизношении и восприятии звукового строя языка влияют на формирование и функционирование нейронных сетей, ответственных за обработку звукопроизношения. Это, в свою очередь, провоцирует задержку в развитии мозговых структур, отвечающих за обучение, память, внимание и другие аспекты когнитивной деятельности. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашей клиники проводится совместная работа врачей, а также специалистов в области функционального развития.

В коррекции различных дефектов речи у детей логопеды-дефектологи Клиники детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» используют фонетическую ритмику, целью которой является формирование гармоничного и правильного звукового строя речи, слухового восприятия и речевой активности у детей. Эта методика способствует развитию речевых навыков, артикуляционных умений, позволяет избегать ошибок в произношении звуков, содействует формированию ясной и выразительной речи.

Фонетическая ритмика для детей решает несколько важных задач. Она способствует развитию речевой моторики и артикуляции у детей. Через игровые и музыкальные упражнения дети учатся контролировать свои мышцы, регулирующие деятельность речевого аппарата, что помогает им формировать четкое и выразительное произношение. Кроме того, фонетическая ритмика способствует обогащению словарного запаса у детей, поскольку музыкальные и ритмические упражнения помогают им запоминать и воспринимать новые слова и звуки более эффективно. Немаловажное значение в этой форме активной терапии отводится развитию слуховой и музыкальной культуры у детей, оказывающей непосредственное влияние на их речевой потенциал в целом.

Особенности логопедической и коррекционной работы

Система коррекционной работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей предусматривают комплексный подход, включающий логопедические занятия, речевую терапию и психологическую поддержку. В нашей клинике учитываются индивидуальные особенности каждого ребенка — специалисты проводят работу, ориентированную на его конкретные потребности.

Упражнения фонетической ритмики — методика, в которой используются звуковые и ритмические элементы для помощи детям в развитии речевых навыков, артикуляции и произношения:

  1. Упражнения на осознание и контроль дыхания. Для детей с расстройством речевого аппарата важно научиться правильно дышать и контролировать дыхание при произношении слов. Упражнения включают в себя работу с мягкими игрушками, например, надувание шариков, использование пузырьков или игры с музыкальными инструментами, чтобы дети учились правильно выдыхать и контролировать поток воздуха при произношении звуков и слов.
  2. Артикуляционные упражнения выполняются с определенной функциональной нагрузкой (например, со свистящими звуками) и максимальной амплитудой движений органов артикуляции. Во время занятий совершенствуется навык точного и четкого произношения звуков и слогов. Детям предлагается использовать зеркало, чтобы они наблюдали за своими губами и языком во время произношения звуков, видели, как выполняют упражнения для разминки лицевых мышц.
  3. Ритмические упражнения помогают детям развивать слуховое восприятие и ритмический темп, что положительно влияет на их способность произносить слова и фразы более точно и связанно. В ходе занятий используются музыкальные инструменты, игры с ритмическими шаблонами и песни для развития ритмических навыков и координации движений.

Фонетическая ритмика является эффективным инструментом коррекции недоразвития речи у детей. Упражнения на осознание дыхания, артикуляцию и ритмические игры существенно помогают улучшить речевые навыки у детей и повысить их уверенность в общении.

Кроме того, программа включает в себя другие полезные упражнения:

  • массаж губ и языка для улучшения артикуляции и речевой моторики;
  • фонетические игры со звуками;
  • интонационные упражнения;
  • ритмические движения и др.

В отличие от дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), где фонетическая ритмика проводится преимущественно в формате групповых занятий, в Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» упражнения адаптируются под индивидуальные потребности каждого ребенка. Занятия проводятся под руководством логопеда или специалиста по функциональному развитию речи. Это позволяет родителям заимствовать некоторые элементы фонетической ритмики и самостоятельно применять их в повседневной жизни дома.

Особенности занятий

Фонетическая ритмика для дошкольников — увлекательное занятие, которое помогает детям развивать речь и музыкальность. Во время занятий ребята изучают звуки русского языка, играют в игры, ритмично повторяют слова и фразы. Благодаря этому занятию дети улучшают свою артикуляцию, развивают слух и ритмическое чувство. Фонетическая ритмика способствует развитию у детей фантазии, памяти и внимания, а также помогает укрепить навыки социального взаимодействия и сотрудничества с другими детьми. Это важная составляющая в образовательном процессе дошкольников, которая помогает им стать гармоничными и компетентными в общении.

В Клинике детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» применяют в работе с детьми самые современные методические пособия, нацеленные на развитие их умственных способностей и общего развития. Своевременное обращение за квалифицированной помощью, одинаковое понимание специалистами нашей клиники процессов, вызывающих аномалии в работе мозга и нервной системы, и использование ими современных методик активации центров мозга — это мощный восстановительный алгоритм, который за короткое время приведет к полному восстановлению подвижности языка у ребенка и обеспечит ему красивую речь на всю жизнь!

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Синицин Яков Сергеевич

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов