Дидактические игры на развитие мышления

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

По мнению психологов, мышление является одним из самых значимых психических процессов, так как оно не только создает предпосылки для всестороннего развития личности, но и обусловливает ее успешность в социуме. Л.С. Выготский отмечал, что мышление неразрывно связано с речью, поэтому в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» основным средством, направленным на интеллектуальное развитие малышей, посещающих детский сад, являются дидактические игры.

Какие виды мышления можно развивать у детей

Интеллектуальное развитие детей начинается еще в младенчестве. Однако наиболее активно оно развивается в возрасте с 1 до 3 лет, когда у детей интенсивно формируются речевые навыки. В общей психологии принято выделять три стадии развития мыслительных процессов:

  • наглядно-действенная (первичный этап мышления, основанный на знакомстве малыша с окружающим миром посредством манипулирования различными игрушками и вещами);
  • наглядно-образная (возникает на основе результатов наглядно-действенной стадии и предполагает наличие у индивида способности соотносить название предмета с его внешним видом);
  • словесно-логическая (эта стадия предполагает формирование у детей способности рассуждать на заданную тему, формулировать собственные мысли с помощью терминов).

Перечисленные выше стадии взаимосвязаны. Сохранение в памяти образов окружающего мира необходимо для социального взаимодействия и организации практической деятельности. Любые рассуждения человека опираются на образы и личный жизненный опыт. Поэтому специалисты Центра используют принцип комплексного подхода при организации занятий с детьми.

Дидактические игры и упражнения как инструмент развития мыслительных операций

Большая часть мыслительных операций успешно развивается с помощью дидактических упражнений. Этот инструмент в работе педагогов и психологов позволяет учить детей сравнивать сенсорные эталоны, классифицировать их на группы по тем или иным признакам, устанавливать причинно-следственные связи, обнаруживая взаимозависимости между ними, делать выводы и обобщения. Примерами дидактических игр на развитие логического мышления могут служить:

  1. Упражнение «Собери семью», ориентированное на развитие наглядно-образного интеллекта и навыков систематизации, усвоение принципов классификации.
  2. Упражнение «Кто что ест?», в процессе которого расширяется запас знаний дошкольников об окружающем мире. В нем создаются условия для обнаружения детьми причинно-следственных связей в дикой природе.
  3. Игры «Назови одним словом» и «Четвертый лишний». Эти дидактические игры для детей направлены на формирование навыков обобщения и классификации.
  4. Игра «Волшебный мешочек», направленная на усвоение малышами сенсорных эталонов. В ней используются фигуры разной геометрической формы и разного цвета.
  5. Упражнение «Составь рассказ». Участникам предлагается разложить сюжетные картинки в верной логической последовательности и составить связный рассказ по ним. В процессе выполнения задания развиваются не только мыслительные процессы, но и монологическая речь.

Таким образом, дидактическая игра — это средство, которое позволяет педагогам и психологам успешно решать задачи, связанные с интеллектуальным развитием детей дошкольного и младшего школьного возраста. Ее эффективность обусловлена тем, что в ней задействованы все анализаторные системы организма. Новые знания открываются детям в процессе непосредственного общения со сверстниками и при выполнении практических действий.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов