Развитие фонематического восприятия

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Дети, у которых развитие фонематического восприятия происходит нормально, разговаривают безупречно, поскольку полностью воспринимают звучание речи. В противном случае расстраивается звукопроизношение, речевое понимание: малыши не способны отличить похожие звуки, а содержащие их слова звучат, по их мнению, совершенно идентично. Своевременное развитие детского фонематического восприятия и слуха обеспечивает беспроблемное овладение чтением и письменными навыками в старшем дошкольном возрасте. При восстановлении процессов, оказывающих влияние на развитие функций мозга ребенка, в клиниках нашего Центра детской неврологии и реабилитации «НейроСпектр» проводится совместная работа врачей, специалистов в области функционального развития с применением различных активизирующих методик.

Специфика становления

Сложные процессы произношения и понимания звуков тесно взаимосвязаны между собой. Чтобы корректно произносить все фонемы, нужно их правильно отличать по звучанию. При производстве звуков важен не только механический процесс артикуляции, но и способность различать фонемы на слух. Это позволяет говорить четко и уверенно, а также избегать недопонимания в коммуникации, поскольку даже небольшие изменения в артикуляции способны изменить смысл слова, что подчеркивает важность точности в произношении. Разные акценты и диалекты также представляют собой сложные фонематические системы. Понимание этих различий не только улучшает произношение, но и повышает общее языковое восприятие, открывая новые горизонты для общения и взаимодействия с носителями языка.

Как показывает практика наших специалистов, у малышей формирование и активное развитие фонематического восприятия происходит во время восприятия чужой речи, собственного проговаривания разных фраз по аналогии с примерами. Новорожденный младенец не способен различать речевые звуки. Такой навык приобретается в ходе коммуникации с родителями на первом году жизни. Маленький ребенок быстро привыкает к звучанию родной речи. Со временем (ближе к пяти годам) он достигает значительного прогресса в слуховом осознании. Старшие дошкольники довольно легко определяют присутствие или отсутствие необходимых фонем в словах.

При обнаружении любых речевых нарушений у малыша необходимо обратиться за профессиональной медицинской помощью. У родителей не будет повода беспокоиться, потому что наши врачи и педагоги с многолетним опытом работы помогут решить любую проблему — диагностика у специалиста нашего Центра позволит правильно оценить и выявить нарушение, выбрать оптимальный план коррекции.

Основные этапы становления

Работа по интенсивному развитию фонематического восприятия звуков зачастую направлена на регулярное и последовательное выполнение эффективных упражнений. Логопеды выделяют ряд обязательных этапов:

  • распознавание невербальных фонем — способность различать и понимать звуки, которые не связаны с конкретными словами или языковыми символами, например, умение распознавать звуки природы, животных или другие сигналы без языковой информации;
  • определение голосовых характеристик (высоты, тембра) — позволяет различать и распознавать голоса людей или другие звуковые сигналы на основе их звуковых особенностей;
  • различение слов с похожим звуковым комплексом — способность отличать и понимать слова, которые звучат похоже, но имеют разные значения из-за различий в звуках или интонации;
  • самостоятельный поиск отдельных слогов, звуков — предполагает способность выделять и анализировать отдельные звуки и звуковые элементы в словах и фразах;
  • приобретение и отработка навыка простого фонемного анализа — умение анализировать и различать звуковые элементы языка (фонемы или звуки речи) и понимать их роль в образовании слов и фраз.

На заключительной стадии занятий по интенсивному развитию фонематического восприятия дошкольники практикуют звуковой анализ, помогающий научиться чтению и письму. Фонемный слух обыкновенно совершенствуется быстрее музыкального. Объясняется это следующим: родители намного больше разговаривают со своим малышом, чем поют вместе либо слушают приятную музыку. Это следует учитывать в процессе составления коррекционной программы. Дети с огромным удовольствием участвуют в индивидуальных или групповых играх, ориентированных на ускоренное развитие фонематического восприятия.

Своевременное использование методик активизации мозга и одинаковое понимание специалистами нашего Центра всех процессов, которые мешают развитию центрального отдела нервной системы ребенка, позволили создать мощный, эффективный алгоритм воздействия, способствующий восстановлению нормальной работы мозга.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов