Что такое функциональная грамотность

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

О важной роли функциональной грамотности сегодня ведутся разговоры во многих образовательных сообществах. Развивать это качество призван ряд серьезных международных и государственных программ. Современная динамичная жизнь требует умения с наибольшей эффективностью применять знания в практической жизни. Так что же подразумевает понятие «функциональная грамотность», в чем заключается задача этого качества, и как его развить? В данной статье и дается ответ на этот вопрос.

Понятие «функциональная грамотность» — для чего был введен этот термин, и какие качества он описывает

Впервые это понятие было введено более полувека назад, а точнее — 8 сентября 1965 года. В этот день на организованном ЮНЕСКО Всемирном конгрессе, собравшем в Тегеране министров просвещения из многих стран, рассматривалась задача по увеличению числа людей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях. В то время уже один факт того, что человек получил общее образование, практически гарантировало повышение качества его жизни. И, как следствие, — качества жизни населения в целом. Банальное с современной точки зрения умение читать, писать и считать уже тогда делало человека гораздо более защищенным и самостоятельным.

В наш век скорости, повсеместного использования информационных технологий и общего усложнения жизни понятие несколько трансформировало свой смысл. Теперь оно характеризует умение применять усвоенные в процессе обучения (будь то полученные в образовательном учреждении, или приобретенные в жизни) знания на практике.

И сегодня методика преподавания во многих школах, когда теоретические знания по разным предметам не подкрепляются практическим их применением и не связываются между собой, способствует именно формированию функциональной безграмотности.

Что дает современному человеку функциональная грамотность

Современная жизнь требует непрерывного саморазвития и усвоения новых знаний не просто для достижения успеха, а и для того, чтобы только оставаться «на плаву» в своей профессии. Обладающий функциональной грамотностью взрослый человек имеет ряд преимуществ перед человеком, лишенным этого качества:

  • его мышление отличается критичностью — такого человека сложно обмануть;
  • умение читать и считать не поставит его в зависимость от недобросовестных финансовых «дельцов»;
  • находясь на руководящей должности, такой человек способен с большей вероятностью объективно оценить квалификацию подчиненного, компетентность специалистов, к услугам которых приходится прибегать, оценить финансовый риск делового проекта.

Развитие функциональной грамотности населения в современном мире контролирует проводимое ежегодно исследование PISA. Его задача — сравнить показатели разных стран в ходе тестирования учащихся, с использованием задач, моделирующих ситуации из современной жизни. Результат характеризует качество современного образования в конкретном государстве. Поскольку уровень образованности в развитой стране напрямую влияет на уровень жизни человека, работающего в ней, то функциональная безграмотность чревата массой неудобств. В принципе, для человека в любой стране важно уметь сопоставлять знания из разных сфер жизни. На простейшем уровне это умение заложено природой и развивается в ходе правильного воспитания, обучения. Необходимо такое качество для банального выживания.

Как развить это качество у ребенка

Начинают развивать функциональную грамотность в школе, еще с младших классов. Именно тогда педагог, обучающий детей нескольким дисциплинам, может умело указать на взаимосвязи между смежными темами из разных сфер науки, в которых дети делают первые шаги. Развить это качество и поддерживать его на высоком уровне помогает регулярное выполнение несложных, но требующих вдумчивости «упражнений». Эта методика может опираться как на простейшие ситуации в случае с детьми, особенно младшего возраста, а также на сравнительно сложные, характерные для жизни взрослых людей. Как же развивать функциональную грамотность? Для этого необходимы:

  • анализ поступающей информации с использованием критического мышления — задавая себе вопросы «почему?», «зачем?», «с какой целью?»;
  • привычка применять новые знания в практической жизни;
  • анализ полученного опыта.

Формированию функциональной грамотности также помогают различные «выездные» занятия с учащимися: посещение исторических, художественных музеев, тематических выставок, ботанических и зоологических парков, различные практические занятия и пр.

При этом успешному освоению любых знаний, а затем и формированию взаимосвязей между ними способствует правильное речевое развитие. Оно является базой, на которой, как на фундаменте, будет выстраиваться умственный багаж ребенка и одновременно формироваться функциональная грамотность. Центр детской речевой неврологии и реабилитации «Нейроспектр» предлагает профессиональную помощь в коррекции различных речевых и психических нарушений.

Речевое развитие оказывает влияние и на социальную адаптацию, выстраивание иерархии в коллективе школьников, студентов и взрослых. Обладающие более чем десятилетним опытом результативной практической работы специалисты Центра помогут устранить дисфункцию речи, исправить нарушения психического развития и устранить трудности в обучении.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов