Зачем ребенку нужен нейропсихолог

В написании статьи участвовал(а)

Сальникова Алла Владимировна

Реабилитолог, Невролог

Нейропсихология занимается изучением взаимосвязи мозговой деятельности и психики человека. Зародилось это направление в науке во время Великой Отечественной войны. В частности, было установлено, что в случае повреждения маленьких участков мозга их функцию берут на себя соседние. Но происходит это в случае активности всех процессов в организме, когда человек ощущает, думает, двигается, испытывает эмоции. Процесс восстановления пораженных зон мозга можно интенсифицировать путем организации деятельности индивидуума в определенным образом сконструированных условиях — это одно из основных направлений работы Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр».

Психолог и нейропсихолог: отличия

Многие родители не знают, чем отличается психолог от нейропсихолога. Между этими специальностями огромная разница. Психолог никакого отношения к медицине не имеет. Это гуманитарий, способный помочь разобраться в себе, выявить истоки проблем в личной жизни.

Нейропсихолог — это клинический психолог, работающий с отклонениями в развитии функций индивидуума. В его задачи входит их выявление и дальнейшая нейрокоррекция без применения лекарственных препаратов.

Иными словами, жалуемся на судьбу психологу, а учимся мыслить с нейропсихологом.

Какой возраст считается подходящим для посещения нейропсихолога

Уровень сенсомоторного развития ребенка можно оценить уже через 40 дней после рождения. Родители при внимательном наблюдении за малышом могут оценить его самостоятельно. Если ребенок не может выполнять объем движений, свойственный его возрасту, родители начинают беспокоиться. А вот раннее созревание малыша, наоборот, их радует. И вряд ли кто из мам знает, что ранняя речь, например, может привести к незрелости эмоциональной сферы маленького человека. Важно отследить, нет ли в развитии ребенка перекосов — чем и занимается нейропсихолог.

Оптимальный возраст обращения к специалисту — 5 лет. До школы остается год, самое время определиться с ведущей рукой, оценить уровень развития ребенка, спрогнозировать, с какими сложностями он столкнется во время учебы.

Специалисты нашего Центра заметили, что вторая волна обращений к нейропсихологам приходится на детей 8–9 лет. Они переходят в третий класс, требования учителей ужесточаются, за учебу ставят настоящие оценки. Некоторые дети с трудом адаптируются в новой реальности, им необходима помощь. Занятия с нейропсихологом для детей школьного возраста нужны для улучшения памяти, преодоления трудностей с письмом, правильного восприятия речи и т.д.

В целом нейропсихологическая коррекция нарушений развития детей эффективна в возрасте 3–12 лет. В этот период структуры мозга находятся на стадии формирования. Чем старше ребенок, тем больше привычных стереотипов в его поведении. Занятия с нейропсихологом для детей этого возраста особенно важны, поскольку нескорректированные нарушения негативно повлияют на их взрослую жизнь.

Причины обращения к специалисту

Чтобы определить, нужен ли ребенку нейропсихолог, надо проанализировать, какие аспекты его поведения вызывают беспокойство. Поводом для обращения к специалисту является:

  1. Ощущение, что не получается справиться с ребенком. Опасение, что малыш отстает в развитии, и одними родительскими усилиями это невозможно изменить. Или он с трудом общается со сверстниками. Беспокоит родителей наличие у ребенка навязчивых действий: он не может находиться в состоянии покоя, раскачивается, грызет ногти, карандаши и т.д.
  2. Неспособность ребенка освоить велосипед, самокат, разбалансированность походки, частые падения. Он не может определиться с ведущей рукой.
  3. Жалобы воспитателей или учителей на рассеянность. Педагоги объективно относятся к подопечным, поэтому замечают то, что проходит мимо сознания родителей. В таких случаях необходимо установить первопричину жалоб, что и делает нейропсихолог во время консультации.

Следует обратиться к специалисту, если в жизни ребенка чересчур много обид и стрессов, страхов. Настораживать должно чрезмерное увлечение планшетами, компьютером и прочими гаджетами в ущерб общению со сверстниками. И безусловной причиной обращения к нейропсихологу является афазия (расстройство речи).

Развитие внимания и памяти с нейропсихологом протекает легче и эффективней, чем с родителями.

Методика лечения

Нейрокоррекция включает в себя две части: двигательную и когнитивную. Первая похожа на лечебную физкультуру, вторая — на занятия с дефектологом или логопедом. Занятия рассчитаны в общем случае на 40–60 минут. В программу входят игры, упражнения и задания, подобранные в зависимости от специфики трудностей, с которыми сталкивается ребенок.

На первой встрече нейропсихолог проводит диагностику в целях определения уровня развития маленького посетителя. Доктор дает юному посетителю задания. Решая их, ребенок раскрывает особенности мышления и речи, памяти и пространственного восприятия, уровня самоконтроля и т.д.

По результатам специалист подбирает комплекс упражнений и игр, стараясь каждое занятие превратить в увлекательное путешествие, дать ребенку полезную информацию об окружающем мире.

Форма занятий

Мы практикуем парные и индивидуальные занятия для детей дошкольного возраста. Иногда малышей объединяют в небольшие группы. Они пользуются большой популярностью, поскольку дети учатся работать в команде и уважать свою личность, общаясь в коллективе на равных.

На первом занятии может присутствовать один из родителей. Он может принять активное участие в процессе. Для ребенка возможность побыть с мамой или папой в кругу незнакомых людей очень важна: так ему проще приспособиться к новым условиям.

Длительность курса нейрокоррекции

В соответствии с уровнем сложности проблемы специалист разрабатывает индивидуальную программу занятий, выстраивая упражнения по принципу «от простого к сложному». В общем случае объем курса нейропсихолог рассчитывает на полгода: по 2 занятия в неделю. На протяжении всего периода лечения врач дает посетителям домашнее задание. Первые результаты можно наблюдать через 4–6 недель.

Родителям надо знать, что во время коррекции возможны временные ухудшения либо полное отсутствие прогресса. Это объясняется усталостью мозга, его активным сопротивлением изменениям. В такие моменты важно поддержать ребенка и ни в коем случае не бросать занятия. Незавершенная перестройка мозга может привести к возврату проблемы и нередко в худшем проявлении.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов