Почему ребенок не общается со сверстниками

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Нередко родители замечают, что их ребенок сложно идет на контакт с ровесниками, предпочитает проводить время в одиночестве. Поэтому маме и папе обязательно стоит обратить внимание на это, понаблюдать, в каких именно случаях ребенок категорически не приемлет никакого общения. Возможно, стоит обратиться к специалистам, которые помогут разобраться в проблеме.

Каковы причины отчуждения

Прежде всего не стоит сразу бить тревогу, а необходимо внимательно проанализировать поведение малыша, оценить окружающую обстановку. Это поможет выявить стрессовые, конфликтные ситуации, из-за которых у малыша могло возникнуть нежелание коммуницировать. Причин замкнутости существует немало. Среди них специалисты называют следующие, наиболее распространенные:

Интроверсия

Причина нежелания общаться со сверстниками может быть в том, что ребенок — интроверт. Люди с таким складом характера вне зависимости от возраста предпочитают тишину, спокойную обстановку и одиночество шумным компаниям и веселью. Характерные черты, отличающие ребенка-интроверта:

  • Игры в одиночестве;
  • Вдумчивое чтение книг;
  • Умение идти на контакт, но отсутствие потребности в этом;
  • Интерес к научным фактам, их анализу.
  • Фокус на чувствах и эмоциях — своих и окружающих.

Интроверты будут рассказывать о своих чувствах, эмоциях, переживаниях, они очень эмпатичные, сопереживающие, тогда как экстраверты будут шутить, веселиться, вести себя шумно, открыто и напоказ. Интровертов не нужно переделывать, стараться «расшевелить», поэтому принятие родителями особенностей характера своего ребенка — лучшее решение.

Задержки речевого развития

Причиной одиночества и избегания общения может быть заключаться в неспособности к вербальной коммуникации из-за недоразвития или задержки развития речи (ЗРР). В 2-4 года такие дети могут вообще не вступать в коммуникативную связь (им это попросту не удается), тогда как другие их сверстники активно учатся общаться. В 5-6 лет малыши уже выстраивают логические цепочки, формируют мысли в сложные предложения, а дети с ЗРР не могут подобрать нужные слова, что конкретизировать свои мысли. Поэтому в коллективе с детьми, имеющими задержку речевого развития, сложно общаться: они преимущественно медлительные, долго подбирают и обдумывают слова, что зачастую не устраивает и раздражают сверстников. В результате происходит отдаление детей друг от друга: ни одна из сторон не хочет поддерживать коммуникацию, всячески избегают ее. В этом случае необходимо привлекать профильных специалистов, которые помогут решить проблемы с развитием речи, интеллектуальными способностями, научить ребенка правильно говорить, быстрее и точнее выражать свою мысль.

Самооценка

Некоторые дети избегают общения из-за проблем с самооценкой. Причем малыш с низкой самооценкой уверен, что с ним неинтересно играть, тогда как ребенок с высокой самооценкой убежден, что он достаточно хорош для общения со сверстниками. Родителям важно понаблюдать за самооценкой сына или дочери, чтобы правильно откорректировать ее. Необходимо, чтобы в общении никто не чувствовал себя слабым, плохим, неудачливым, но и в противовес ни в коем случае не проявлял надменность, гордыню в адрес других.

Патологическая застенчивость

Стесняться нового человека, постороннего прохожего — нормальный процесс для детей дошкольного возраста. Однако среди них есть такие, которые проявляют застенчивость регулярно, они как бы выбирают, с кем они будут раскрепощенными, а с кем предпочитают молчать. Отказ от общения используется как метод манипуляции для подтверждения значимости собственного «Я». Дети таким образом могут подчеркивать свою значимость, привлекать к себе избыточное внимание путем демонстрации своей особенности. Эта проблема решается психологом, который выявит причины такого поведения ребенка, сможет развить его общительность в правильном русле, желание идти на контакт как с ровесниками, так и со взрослыми.

Рекомендации как решить проблему

Родителям стоит внимательно следить за тем, как развивается их ребенок, за его успехами, трудностями, участвовать в формировании в нем личностных качеств. А для этого необходимо:

  • наблюдать за поведением малыша в разных ситуациях;
  • обратиться к специалистам, чтобы подтвердить или исключить патологии;
  • составить с психологами и педагогами план коррекции поведения ребенка, чтобы максимально развивать его сильные черты и купировать слабые.

Если у ребенка диагностирована задержка речевого развития, важно продолжать работу по устранению проблемы с помощью профильных специалистов. Иногда трудности действительно бывают временными, которые пройдут с возрастом, однако при серьезных случаях мало-мальски упущенное время сказаться на состоянии малыша крайне негативно — замедлить развитие интеллекта, речевого аппарата.

Все изображения взяты из открытых источников

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов