Влияние загадок на развитие ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Загадка — распространенная форма народного творчества, представляющая собой образное описание определенного предмета или же явления, которое необходимо разгадать. С давних времен она отражает мудрость народа, раскрывает красоту действительности. Простые метафорические выражения зачастую применяются для развития речи ребенка, учат логически рассуждать, развивают воображение, помогают познавать окружающий мир. Их очень любят разгадывать дошкольники. Помимо удовольствия, сам процесс разгадывания загадок приносит огромную пользу. Когда родители интересуются, что влияет на развитие речи ребенка, им стоит посоветовать занятия с использованием словесно-логических задачек.

Как загадки развивают речь

Сочинение и разгадывание образных выражений способствует развитию речевых навыков дошкольников. Для сотворения иносказательного образа используются следующие литературные приемы: эпитеты, гипербола, ирония, сравнение, метафора и прочие. Они содействуют формированию образности детского мышления.

Среди основных функций иносказаний с головоломкой, помогающих развитию речи у ребенка, специалисты в области детской психологии отмечают, что именно загадки:

  • преумножают активный словарный запас;
  • знакомят с иносказательным словесным значением;
  • помогают усвоить строение грамматики русского языка;
  • развивают сообразительность;
  • учат проводить анализ, резюмировать;
  • формируют умение подводить итоги, выделить яркие особенности явлений и вещей.

Загадка отмечает определенные свойства, принадлежащие лишь загаданному предмету. Она базируется на сходстве изделий, отрицании их подобия. Знакомясь со словесно-логичными задачками, ребенок размышляет о процессах в окружающей среде, их отличительных качествах.

Занятия с ребенком для развития речи проводит Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр». Его специалисты применяют наиболее эффективные методики развития речи детей дошкольного возраста.

Классификация

Решить словесно-логическую задачу — то же самое, что правильно ответить на вопрос, справиться со сложной мыслительной операцией. Загаданный предмет всегда зашифрован, методы его расшифровки бывают различными.

Загадки начального уровня сложности содержат:

  • перечисления признаков, зарифмованную отгадку;
  • характеристики (размер, форму, расцветку, вкусовые свойства, материал, предназначение).

Отгадать подобные загадки можно при помощи простейшего анализа (отделения признаков), синтеза (создание единого целого). Они позволяют проводить мыслительные операции, искать решение логической задачи.

Загадки второго уровня содержат:

  • краткое описание, позволяющее точно восстановить предметный образ;
  • сопоставление, сравнение явлений и предметов.

Вышеописанную задачу ребенок способен решить лишь тогда, когда он хорошо ознакомлен с использованными в ней признаками, умеет их выделять.

К третьему уровню относятся наиболее сложные иносказательные выражения. Во время их отгадывания дети учитывают скрытый смысл метафоры, находят сходство вещей и процессов.

Занятия с ребенком 2 года для развития речи предполагают применение самых простых загадок. Более сложные рекомендуется использовать лишь при подготовке к школе.

Тематическое разнообразие

Младшие дошкольники обладают минимальным жизненным опытом. Потому во время обучения необходимо применять загадки о том, с чем они сталкиваются в повседневной жизни (игры, животные, одежда, пища). В таких иносказательных выражениях должны присутствовать яркие признаки, а также свойства предметов (конфигурация, цвет, размер). Вдобавок маленькие дети способны справиться с рифмованными словесно-логическими задачами.

В среднем дошкольном возрасте допускается применять расширенную тематику: одежда, транспорт, бытовые изделия, животные (дикие, домашние). В таком случае загадки содержат детальную характеристику предметов, полное описание явлений.

Старшие дошкольники способны разгадывать головоломки на разнообразные темы: чудеса природы, бытовые изделия, инструменты, средства перемещения, спортивные занятия, люди. Им предлагаются самые трудные разновидности логических задач: на сравнение, последовательное исключение.

Создавать загадки намного сложнее, чем отгадывать. Вначале детям непросто справиться с такой работой. Но постепенно придуманные ими словесно-логические задачи стают более интересными и трудными для отгадывания, а сам процесс — максимально занимательным.

Для тех родителей, кто не знает, как развить речь у ребенка, специалисты нашей клиники обязательно помогут решить эту проблему. Они обладают многолетним опытом работы, применяют к детям индивидуальный подход, проводят с ними самые интересные занятия. Занимательные игры для развития речи ребенка помогают достичь желаемого результата.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Куличенко Леся Викторовна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов