Обучение ребенка чтению


В написании статьи участвовал(а)
Куличенко Леся Викторовна
Невролог
Интерес к книге открывает перед ребенком увлекательный мир поэзии и прозы. Психологами доказано, что увлеченность чтением способствует развитию когнитивных функций и интеллектуального потенциала, формированию грамотной речи и умения логично, аргументировано и последовательно излагать собственные мысли и идеи. Однако в научном сообществе нет единого мнения о том, в каком возрасте целесообразно начинать обучение ребенка чтению.
Как определить, что пора приступать к обучению
Специалисты Центра ведут курсы с детьми дошкольного возраста по обучению их чтению, основанные на игровых методиках. Они рекомендуют родителям начинать обучение чтению ребенка, если у дошкольника сформированы такие показатели готовности к овладению новым навыком, как:
- умение правильно выговаривать все звуки;
- понимание длинных высказываний взрослого;
- безошибочная пространственная ориентировка;
- в речи дошкольника преобладают высказывания с большим количеством второстепенных членов предложения;
- стойкий интерес к словам и буквами.
Психологи и педагоги не рекомендуют торопить события. Систематическому обучению детей чтению в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» предшествует подготовка дошкольников к этому сложному виду деятельности.
Как воспитывать интерес к книге
Избежать трудностей в обучении детей чтению можно, если целенаправленно формировать у дошкольников интерес к книге. Для этого нужно соблюдать базовые правила организации образовательного процесса:
- занятия нужно вести в системе с определенной периодичностью без длительных перерывов;
- используемые упражнения должны соответствовать индивидуальным особенностям дошкольника;
- родители должны формировать интерес сына или дочери к литературе личным примером (если малыш каждый день видит взрослого с книгой в руках, ему тоже захочется почитать);
- методы обучения чтению не должны замыкаться только на книгах, нужно обращать внимание детей на вывески магазинов, рекламные щиты, надписи на одежде;
- при организации образовательного процесса нужно использовать принцип «от простого к сложному»: сначала происходит знакомство с буквами, потом постигаются принципы слогообразования, а затем формируется навык конструирования простых слов;
- игровой формат с использованием яркой наглядности предпочтительнее, чем скучные объяснения правил образования слогов и слов;
- продолжительность урока с дошкольниками не должна превышать 20 минут.
Учитывая, что овладение навыком слогообразования идет эффективно только при наличии у ребенка выраженного познавательного интереса, не нужно заставлять малыша брать книгу в руки, так как это отобьет у него желание заниматься.
Обучение можно с шести месяцев читать детям книжки с яркими и крупными картинками с названиями предметов на них. Это даст начальное представление о том, что слова состоят из букв и озвучивания звуков. Позднее можно использовать игрушки с алфавитом и игры в слова при помощи картинок (например, складывая слово «мама», «папа», «собака»). При этом уделять внимание правильному произношению и сочетанию букв в словах. И главное: лучший пример для малыша — это сам родитель. Поэтому желательно говорить четко и правильно, используя примеры правильного слогообразования при повседневных разговорах с малышом.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3