Обучение ребенка чтению

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Интерес к книге открывает перед ребенком увлекательный мир поэзии и прозы. Психологами доказано, что увлеченность чтением способствует развитию когнитивных функций и интеллектуального потенциала, формированию грамотной речи и умения логично, аргументировано и последовательно излагать собственные мысли и идеи. Однако в научном сообществе нет единого мнения о том, в каком возрасте целесообразно начинать обучение ребенка чтению.

Как определить, что пора приступать к обучению

Специалисты Центра ведут курсы с детьми дошкольного возраста по обучению их чтению, основанные на игровых методиках. Они рекомендуют родителям начинать обучение чтению ребенка, если у дошкольника сформированы такие показатели готовности к овладению новым навыком, как:

  • умение правильно выговаривать все звуки;
  • понимание длинных высказываний взрослого;
  • безошибочная пространственная ориентировка;
  • в речи дошкольника преобладают высказывания с большим количеством второстепенных членов предложения;
  • стойкий интерес к словам и буквами.

Психологи и педагоги не рекомендуют торопить события. Систематическому обучению детей чтению в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» предшествует подготовка дошкольников к этому сложному виду деятельности.

Как воспитывать интерес к книге

Избежать трудностей в обучении детей чтению можно, если целенаправленно формировать у дошкольников интерес к книге. Для этого нужно соблюдать базовые правила организации образовательного процесса:

  • занятия нужно вести в системе с определенной периодичностью без длительных перерывов;
  • используемые упражнения должны соответствовать индивидуальным особенностям дошкольника;
  • родители должны формировать интерес сына или дочери к литературе личным примером (если малыш каждый день видит взрослого с книгой в руках, ему тоже захочется почитать);
  • методы обучения чтению не должны замыкаться только на книгах, нужно обращать внимание детей на вывески магазинов, рекламные щиты, надписи на одежде;
  • при организации образовательного процесса нужно использовать принцип «от простого к сложному»: сначала происходит знакомство с буквами, потом постигаются принципы слогообразования, а затем формируется навык конструирования простых слов;
  • игровой формат с использованием яркой наглядности предпочтительнее, чем скучные объяснения правил образования слогов и слов;
  • продолжительность урока с дошкольниками не должна превышать 20 минут.

Учитывая, что овладение навыком слогообразования идет эффективно только при наличии у ребенка выраженного познавательного интереса, не нужно заставлять малыша брать книгу в руки, так как это отобьет у него желание заниматься.

Обучение можно с шести месяцев читать детям книжки с яркими и крупными картинками с названиями предметов на них. Это даст начальное представление о том, что слова состоят из букв и озвучивания звуков. Позднее можно использовать игрушки с алфавитом и игры в слова при помощи картинок (например, складывая слово «мама», «папа», «собака»). При этом уделять внимание правильному произношению и сочетанию букв в словах. И главное: лучший пример для малыша — это сам родитель. Поэтому желательно говорить четко и правильно, используя примеры правильного слогообразования при повседневных разговорах с малышом.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов