Способы постановки звука «ш» у ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Гороховский Евгений Александрович

Реабилитолог, Невролог

Среди различных речевых нарушений, искаженное произношение звука «ш» встречается часто, поэтому его своевременная постановка и автоматизация позволит избежать более обширных логопедических проблем. Именно он служит основой для остальных шипящих.

Включение «ш» в активную речь происходит в возрасте 3–5 лет. Сперва он слышится смазанно, похоже на свистящий «с». Причинами отставания могут быть проблемы анатомического характера: с прикусом, уздечкой, подвижностью нижней челюсти, высоким небом. Играют роль проблемы со слухом, памятью, вниманием. Если ребенок долго не отучается от соски, это может испортить прикус и привести к искаженному звучанию шипящих.

Специалисты нашего Центра советуют учитывать и еще один важный фактор: повторение за взрослыми людьми, у которых есть манера коверкать слова, обращаясь к ребенку. Речь должна звучать правильно как у родителей, так и у старших братьев и сестер.

Виды нарушений произношения и их диагностика

Сигматизм (искажение шипящих звуков) имеет различное происхождение. Прежде чем заниматься постановкой звука «ш» у детей, необходимо определить причины и глубину проблемы. При обследовании ребенка специалистом оценивается сформированность речевых компонентов. Проблема со звуком «ш» может развиться из-за разных факторов, каждый из которых приобретает ключевое значение. В логопедической практике перед постановкой звука «ш» определяются такие варианты нарушения:

  1. Межзубное положение кончика языка. Из-за этого проявляется шепелявость.
  2. Боковое положение. Ребенок поворачивает язык на ребро, звук хлюпает.
  3. Носовое произношение. Задняя часть языка соприкасается с мягким небом. Опускаясь, оно оставляет проход в нос.
  4. Формирование звука между губ и зубов. Ребенок произносит «ф» вместо «ш».

Проводя обследование, логопед оценивает внешний вид речевого аппарата: активность губ, языка, прикус, мимику, дыхание. Большое значение придается тонусу мышечного аппарата, слуха, способности осознанно воспринимать чужую речь.

Прежде чем заниматься постановкой шипящих звуков у детей, врач проводит несколько диагностических упражнений. Успех такой проверки зависит от умения наладить правильный контакт. Ребенка просят изобразить различные эмоции, чтобы оценить развитость мимики. Стандартный набор включает приемы:

  • вытянуть губы в трубочку;
  • горизонтально подвигать нижней челюстью;
  • распустить язык как блин;
  • сдуть перо или насекомое со стола;
  • поиграть на дудочке;
  • произносить различные фонемы и слова;
  • составить рассказ из слов на картинках.

Получив результаты, логопед разрабатывает методы поэтапной постановки звука «ш» исходя из индивидуальных особенностей маленького пациента. Также могут использоваться стандартные варианты, принятые в логопедической практике.

Основы работы по коррекции произношения

Какие бы способы постановки звука «ш» не использовались, нужно добиться правильного положения артикуляционного аппарата. Губы скругляются и выдвигаются вперед и чуть вверх, как рупор. Расстояние между зубами около миллиметра. Язык складывается чашечкой. Воздух проходит свободно, оставляет ощущение тепла. Размыкаются связки, выходит мягкое «ш».

При неправильном произношении занятия проводятся поэтапно, в строгой очередности. Этот комплекс позволяет не только скорректировать проблему, но и выработать у детей привычку разговаривать правильно. Занятие строится по следующим этапам:

  1. Гимнастика для правильной работы артикуляции и постановки четкого звука «ш». Строится по принципу усложнения: от сворачивания языка в трубочку — к приемам «прячем конфету», «желобок», «чашечка» и других, позволяющих отработать правильное положение языка.
  2. Постановка «ш» на основе других звуков. Например, сперва долгий «с», потом изменение на протяжное «с-а» и переход на «ш-а».
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Закрепление пройденного. На этом этапе упражнения для звука «ш» заключаются в поисках буквы на картинках, разучивании стишков, произнесении закрытых и открытых слогов, формировании рассказа.

Занятие всегда начинается с разминки, которая должна занимать не менее пяти минут. В процессе урока используются игры, стихи, короткие скороговорки. Какие бы упражнения ни использовались при постановке шипящего звука «ш», для достижения результата родителям следует повторять пройденный материал и дома. Обязательно выполнение гимнастики. Если имеются нарушения тонуса мышц языка, полезно назначение логопедического массажа.

Справиться с дефектом без опыта работы над проблемой довольно трудно. Поэтому Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» предлагает помощь специалистов. Но напоминаем, что без терпения и настойчивости мамы и папы сложно закрепить достигнутые результаты. Нужно вовремя посещать детского ортодонта, правильно разговаривать самим и поощрять даже самые маленькие успехи своего малыша.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Ермакова Елена Николаевна

Невролог, Вертеброневлог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов