Способы постановки звука «ш» у ребенка
В написании статьи участвовал(а)
Сидоренко Маргарита Петровна
Реабилитолог, Невролог
Среди различных речевых нарушений, искаженное произношение звука «ш» встречается часто, поэтому его своевременная постановка и автоматизация позволит избежать более обширных логопедических проблем. Именно он служит основой для остальных шипящих.
Включение «ш» в активную речь происходит в возрасте 3–5 лет. Сперва он слышится смазанно, похоже на свистящий «с». Причинами отставания могут быть проблемы анатомического характера: с прикусом, уздечкой, подвижностью нижней челюсти, высоким небом. Играют роль проблемы со слухом, памятью, вниманием. Если ребенок долго не отучается от соски, это может испортить прикус и привести к искаженному звучанию шипящих.
Специалисты нашего Центра советуют учитывать и еще один важный фактор: повторение за взрослыми людьми, у которых есть манера коверкать слова, обращаясь к ребенку. Речь должна звучать правильно как у родителей, так и у старших братьев и сестер.
Виды нарушений произношения и их диагностика
Сигматизм (искажение шипящих звуков) имеет различное происхождение. Прежде чем заниматься постановкой звука «ш» у детей, необходимо определить причины и глубину проблемы. При обследовании ребенка специалистом оценивается сформированность речевых компонентов. Проблема со звуком «ш» может развиться из-за разных факторов, каждый из которых приобретает ключевое значение. В логопедической практике перед постановкой звука «ш» определяются такие варианты нарушения:
- Межзубное положение кончика языка. Из-за этого проявляется шепелявость.
- Боковое положение. Ребенок поворачивает язык на ребро, звук хлюпает.
- Носовое произношение. Задняя часть языка соприкасается с мягким небом. Опускаясь, оно оставляет проход в нос.
- Формирование звука между губ и зубов. Ребенок произносит «ф» вместо «ш».
Проводя обследование, логопед оценивает внешний вид речевого аппарата: активность губ, языка, прикус, мимику, дыхание. Большое значение придается тонусу мышечного аппарата, слуха, способности осознанно воспринимать чужую речь.
Прежде чем заниматься постановкой шипящих звуков у детей, врач проводит несколько диагностических упражнений. Успех такой проверки зависит от умения наладить правильный контакт. Ребенка просят изобразить различные эмоции, чтобы оценить развитость мимики. Стандартный набор включает приемы:
- вытянуть губы в трубочку;
- горизонтально подвигать нижней челюстью;
- распустить язык как блин;
- сдуть перо или насекомое со стола;
- поиграть на дудочке;
- произносить различные фонемы и слова;
- составить рассказ из слов на картинках.
Получив результаты, логопед разрабатывает методы поэтапной постановки звука «ш» исходя из индивидуальных особенностей маленького пациента. Также могут использоваться стандартные варианты, принятые в логопедической практике.
Основы работы по коррекции произношения
Какие бы способы постановки звука «ш» не использовались, нужно добиться правильного положения артикуляционного аппарата. Губы скругляются и выдвигаются вперед и чуть вверх, как рупор. Расстояние между зубами около миллиметра. Язык складывается чашечкой. Воздух проходит свободно, оставляет ощущение тепла. Размыкаются связки, выходит мягкое «ш».
При неправильном произношении занятия проводятся поэтапно, в строгой очередности. Этот комплекс позволяет не только скорректировать проблему, но и выработать у детей привычку разговаривать правильно. Занятие строится по следующим этапам:
- Гимнастика для правильной работы артикуляции и постановки четкого звука «ш». Строится по принципу усложнения: от сворачивания языка в трубочку — к приемам «прячем конфету», «желобок», «чашечка» и других, позволяющих отработать правильное положение языка.
- Постановка «ш» на основе других звуков. Например, сперва долгий «с», потом изменение на протяжное «с-а» и переход на «ш-а».
- Дыхательная гимнастика.
- Закрепление пройденного. На этом этапе упражнения для звука «ш» заключаются в поисках буквы на картинках, разучивании стишков, произнесении закрытых и открытых слогов, формировании рассказа.
Занятие всегда начинается с разминки, которая должна занимать не менее пяти минут. В процессе урока используются игры, стихи, короткие скороговорки. Какие бы упражнения ни использовались при постановке шипящего звука «ш», для достижения результата родителям следует повторять пройденный материал и дома. Обязательно выполнение гимнастики. Если имеются нарушения тонуса мышц языка, полезно назначение логопедического массажа.
Справиться с дефектом без опыта работы над проблемой довольно трудно. Поэтому Центр детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» предлагает помощь специалистов. Но напоминаем, что без терпения и настойчивости мамы и папы сложно закрепить достигнутые результаты. Нужно вовремя посещать детского ортодонта, правильно разговаривать самим и поощрять даже самые маленькие успехи своего малыша.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть клиник детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем все возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Электронная почта
Адреса в Москве
Миклухо-Маклая, д.18/1 (ст. м. «Беляево»)
Широкая, д.3, кор.3 (ст. м. «Медведково»)