Роль мультфильмов и интерактивных игр в развитии ребенка

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Для детской фантазии изображение — это лакомый кусочек, и чем младше ребенок, тем сильнее привлекают его пляшущие картинки и яркие цвета. Но если раньше это в большинстве своем были детские книги, то теперь, в цифровую эпоху, дети «рождаются со смартфонами в руках», и сенсорные экраны заменяют им все, что можно.

Мультфильмы

Первая анимация зародилась аж в конце 19 века, так что на мультиках выросло уже далеко не одно поколение. Но чем дальше развивалась анимация, тем большую аудиторию она затрагивала. Сейчас существуют мультфильмы для всех возрастов: затрагивающие взрослые темы, и задающие зрителю важные, серьезные вопросы. Если, к примеру, «История игрушек» наглядно показывала взросление ребенка и игрушек вместе с ним, то вышедшая недавно «Тайна Коко» рассказывает о смысле жизни, об отношениях с умершими родственниками, затрагивает темы памяти и скорби. А «Валл-И» это и вовсе мультяшная постапокалиптика.

А между тем именно мультфильмам отведена главенствующая роль: они всегда были отличным способом занять ребенка: пляшущие на экране человечки иногда просто его развлекали, а иногда даже чему-то учили или преподносили какие-то уроки.

У современных же детей мультфильмы — это часть жизни. К сожалению, минусов от просмотров больше чем плюсов, особенно в возрасте от года до трех, когда у ребенка формируется произвольная речь.

Все считают, что плюсы от просмотра мультфильмов следующие:

  • Обучение, обучающие географии, истории или устройству технических приборов.
  • Коммуникация. Развитие речи.
  • Воспитание. Развитие фантазии.

Между тем, при всех вышеуказанных плюсах есть несколько больших минусов перечеркивающие все плюсы.

Так, у неговорящего ребенка после 6 месяцев жизни еще не сформированы функции, отвечающие за его интеграцию в окружающее пространство. Интеграция осуществляется за счет того, что ребенок передвигается, сначало ползком, потом ходит, набивает себе шишки, понимает, что такое мягкое, что такое твердое. Где высоко, где низко и т.д. К этому ребенок должен еще и придумать чем ему заняться, что способствует запуску познавательной сферы.  Вместо этого он получает в руки гаджет, который играет и красиво светится. Мозг при этом получает стимуляцию необходимую для активизации внимания, но все паралельные функции, которые должны развиваться и которые необходимы для гармоничного развития, над чем природа работа на протяжении десятков тысяч лет, не развиваются. Тем самым мы своими руками создаем условия для задержек развития ребенка.

Вот несколько советов, как лучше смотреть мультфильмы, чтобы уберечь ребенка от возможного вреда:

  1. Не рекомендуется включать мультики детям до одного года. Гораздо лучше подойдут песенки и аудиосказки. Просмотр можно начинать с 2-3 лет, но лучше заранее обговорить время просмотра: не более 15 минут.
  2. Не доверяйте телеканалам: показывайте ребенку мультики, которые выбрали сами. Это, как минимум, избавит ребенка от просмотра рекламы.
  3. Не привыкайте использовать мультфильмы, как отвлекающий фактор — вам это потом аукнется. Лучше смотрите их вместе с ребенком, отвечайте на его вопросы и поясняйте какие-то действия персонажей.
  4. Не включайте мультфильмы во время еды, перед сном или в дороге: это так или иначе будет негативно сказываться на важных процессах и мешать ребенку.
  5. Не садите ребенка слишком близко или слишком далеко от экрана — от этого он напрягает глаза, и со временем они переутомляются.

Лучше для ребенка живое общение: вместо того, чтобы снова усадить его за телевизор, лучше поговорите с ним. Это будет гораздо полезнее как для малыша, так и для родителей.

Интерактивные игры для детей

Своеобразным новшеством нашего времени стали интерактивные игры на компьютерах и планшетах. Родители считают, что они носят ту же функцию, что и игрушки, Простыми нажатиями или перетягиваниями объектов по экрану, ребенок учится взаимодействовать с ними, развивает мелкую моторику, слух, артикуляцию, но это не так. Особенно пагубно, это может отразиться на ранних этапах развития. На экране изображение двухмерное, а в жизни трехмерное. Для взрослого это не имеет особенного значения, а для ребенка, у которого должна формироваться трехмерная модель мира, очень важно. Ребенок на планшете может прекрасно показывать треугольник. Квадрат, круг, а в жизни совсем не узнавать эти предметы. Таким образом перестают формироваться важные навыки, которые в свою очередь должны стать фундаментом для появления более важных функций.

Интерактивные игры, которые можно использовать в небольших количествах:

  • обучение алфавиту (когда нажатие на определенную кнопку воспроизводит звук произношения, и ребенок это слышит);
  • определение цветов, животных (полностью лишать ребенка гаджетам тоже неправильно ведь);
  • мир движется вперед, и от его развития никуда не деться. Все хорошо в меру.  Вы можете совмещать и то, и другое: читать ребенку книги, или же давать ему на несколько минут повозиться с планшетом. Важно поощрять его успехи и не давать сидеть слишком долго. Особенно осторожными быть в раннем возрасте.

Интерактивные игры развивают вашего ребенка, но живое общение — лучше: чаще общайтесь с ним на интересующие и полезные темы. Это станет не только своеобразным мостиком к взаимопониманию, но и средством для развития и укрепления мировоззренческих принципов малыша.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Вертунова Анастасия Андреевна

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов