Речевой онтогенез

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Каждый родитель с особой внимательностью относится к здоровью своих детей. В случае обнаружения какого-либо отклонения от медицинской нормы возникают вопросы, устраняемые лишь на приеме специалиста. Особенно много переживаний появляется в случае, когда дети не говорят или не до конца могут реализовать свой вербальный потенциал. О проблемах речевого онтогенеза будет рассказано в данной статье.

Что представляет собой речевой онтогенез

Онтогенез речевой деятельности представляет собой закономерности овладения компонентами речи, особенность формирования языкового потенциала у детей. Впервые онтогенез речевого развития возникает при появлении первых слов малыша, но ряд исследований указывает на то, что он связан и проявляется с первыми вербальными реакциями ребенка (во время гуления, лепета). Только при правильном осознании особенностей речевого онтогенеза можно добиться правильного развития мальчика или девочки.

Периодизация аудитивного онтогенеза

Речевой онтогенез ребенка проходит несколько периодов. Многие специалисты сходятся во мнении, что этапы речевого онтогенеза включают в себя:

  1. Подготовительный период. Начиная от рождения и вплоть до одного года, у ребенка происходит создание предпосылок для овладения компонентами языковой системы. Когда малыш впервые проявляет голосовую реакцию, к примеру, крик или плач, то это способствует развитию дыхательного, голосового отдела. В этот момент следует максимально внимательно относиться к развитию чада. В первые недели жизни ребенка он старается проявлять интерес к различным голосам окружающих, реагировать на них. В ходе развития ему удается распознать колыбельные, голос матери, а к концу первых двух-трех месяцев у малыша возникает личная реакция на вербальные отношения со взрослыми (в виде улыбки, двигательных движений). Также возникает реакция на интонационные изменения со стороны родственников и других людей. К двум месяцам онтогенез речевого развития у детей характеризуется проявлением гуления, а затем лепета (к трем-четырем месяцам). С пяти месяцев малыш может повторять артикуляцию за другими, а к полугоду — появляются первые слоги. В результате у ребенка начинает происходить формирование лексики в процессе речевого онтогенеза, что повлияет на его дальнейшую жизнь во взрослом возрасте.
  2. Период от года до трех лет. В это время малыши максимально концентрируются на артикуляции окружения. Детям становится интересно повторять за взрослыми различные движения и стараться произносить сложные слова. В вербальном окружении происходит смешение нескольких фонем, заменяются или искажаются (в силу возраста) слова. К полутора годам у детской речи появляется контекстный характер. Выяснить то, что необходимо малышу, можно, лишь учитывая ситуацию, в которой сказано то или иное слово. К трем годам расширяется словарный запас ребенка.
  3. Дошкольное развитие речи. Большинство детей сталкиваются с проблемой звукопроизношения. Возникает онтогенез речевой коммуникации, проявляющийся в желании высказаться, но понять слова ребенка становится сложнее. Возникает и улучшается навык самоконтроля за собственными фразами, а также речью окружающих, происходит формирование фонетико-фонематических процессов. Этот период характеризуется увеличением словарного запаса, уточнением значения отдельных сложных слов, возникает формирование особого языкового чутья. Кроме того, возраст четырех-пяти лет характеризуется грамматическим строем речи, более связными предложениями, в сравнении с возрастом трех лет.
  4. Школьный этап. Он характеризуется временным периодом с семи до семнадцати лет. Особенностью этого периода выступает осознанное усвоение сказанного, а также овладение навыков звукового анализа, грамматики русского языка. Первоочередную роль получает письменная речь.

В целом, можно изобразить речевой онтогенез в таблице:

Наименование периода

Характеристика

Подготовительный Появление крика в момент рождения, гуление, первые слоги к полугоду. К году возникают первые слова.
Период от 1–3 лет Начало повторения речи за взрослыми, усложнения вербальных конструкций.
Дошкольный период Расширение словарного запаса, появление первых сложных слов, формирование языкового чутья, связных предложений.
Школьный период Осознанное повторение сказанного или прочитанного, на первое место выдвигается не устная, а письменная речь.

В результате речевой онтогенез — это становление речи ребенка, включающий в себя несколько этапов и проявляющийся в усложнении каждого из них (начиная с крика в момент рождения и заканчивая осознанной речью к периоду совершеннолетия). Нормальный речевой онтогенез должен развиваться в спокойствии, под контролем родителей, а в случае возникновения проблем, их решением занимается логопед.

Условия формирования детской речи и роль родного языка в ее становлении

Среди ключевых условий онтогенеза речевых звуков в детском возрасте называют:

  • необходимость начать общение с окружающими, коммуникативные потребности;
  • становление благоприятной вербальной среды;
  • высокая значимость получаемого речевого материала.

Родной язык для детей выступает в качестве способа приобщения к ценностям своей страны (культурные, исторические). Кроме того, именно благодаря родному языку происходит «внедрение» детей в социальную структуру общества.

Развитие детского вербального общения подчиняется особым закономерностям. Особой значимостью отличаются первые три года жизни малышей. Как только этот период «истекает», слухоречевое развитие постепенно начинает замедляться, а затем может потребовать больших усилий.

В Клинике детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» происходит нормализация аудиторного онтогенеза ребенка, улучшение произношения отдельных сложных слов, а также их качества.

Специалисты нашей клиники проводят занятия с детьми, направленные на углубление полученных ими знаний, оказывают помощь родителям в обучении детей.

Язык выступает в качестве средства выражения мыслей и форм существования мыслей. Именно с его помощью возможно закрепить в речи то, о чем мыслит человек, коммуницировать с другими людьми. Именно она позволяет создать особые научные понятия, сформулировать собственные законы.

Кроме того, речь активно участвует в регуляции деятельности отдельных органов, используя слова. Словесные раздражители выступают в качестве физиологически активных факторов. Их принято измерять функциями внутренних органов, интенсивностью обменных процессов, воздействием на мышечное и сенсорное восприятие. За счет того, что к году дети постепенно овладевают речью, вовремя сказанная похвала родителя поможет им активнее осваивать вербальные конструкции.

В результате речь выступает в качестве исторически сложившейся формы общения между людьми. Каждый участник речевого общения имеется собственно выстроенный механизм речи. Последний включает в себя три ключевых звена:

  • возможность понимания речи;
  • проецирование речи для окружения;
  • формирование «внутренней речи».

Поэтому речевой онтогенез становится особым психофизиологическим процессом, который основывается на функционировании разных анализаторов (слуха, зрения, тактильного и двигательного восприятия). Именно с их помощью возможно опознать и породить речевые сигналы.

Решающим значением в формировании механизма речевого онтогенеза выступает общение малыша со взрослыми, в частности, с родителями и близким окружением (в первые годы жизни). Это выступает еще одним доказательством того, что среда оказывает значимое влияние на формирование потенциально качественных коммуникативных способностей детей.

В чем же проявляется аномалия речевого развития? Она связана с рядом ситуаций:

  1. Когда на детей оказывает негативное влияние первичный дефект (к примеру, проблемы со слухом, зрением, опорно-двигательным аппаратов). В результате происходит воздействие на все дальнейшее развитие малыша. Подобные факторы приводят к тому, что снижается умственная работоспособность, родителям невозможно организовать и реализовать с малышами развитие общей и мелкой моторики, дети лишаются правильного понимания мира.
  2. Второй фактор связан с изменением в развитии личности малыша, имеющего нарушения речи. В частности, происходит формирование специфического фенотипа, который характеризуется плохим настроением у ребенка, ипохондрией, страхом родителей за то, что с ребенком происходит что-то неправильное. Как следствие, у малыша занижается самооценка, появляется тревожность.
  3. Третий фактор характеризуется нарушениями в способностях принимать и перерабатывать вербальную и иную информацию. Как следствие, детям становится сложнее воспринимать данную информацию, нарушается память, ее защитные свойства.

В случае если вы лишаете ребенка общения, он не может овладеть речью, а его интеллектуальные способности не развиваются. Если в возрасте от двух до пяти лет в речи ребенка отсутствуют сложные предложения, то говорится о диссонансе в становлении речевого онтогенеза. Во взрослом возрасте ему будет намного сложнее понимать человеческую речь, воспроизводить ее как на слух, так и выводить на письмо. Поэтому специалисты в области логопедии рекомендуют обращать родителям внимание на то, каким образом строится речь ребенка, учитывать особенности речевого онтогенеза. Только в таком случае возможно не допустить ухудшения речевого состояния малыша, сделать все, чтобы стабилизировать ситуацию и расширить «речевой кругозор» маленького человека. Поэтому стоит расширять границы ребенка, помогать ему в усвоении информации, получаемой извне. Иначе возникает риск потери контроля над ситуацией.

Закономерности онтогенеза сводятся к:

  • неразрывному единству наглядного и словесного восприятия;
  • психофизиологической сохранности ЦНС и работы сенсорных органов;
  • интеграции психических процессов в особые системы;
  • неравномерности психического развития, проявляющейся в необходимости создать качественные условия для соединения развития психики и речи ребенка.

Как следствие, онтогенез речевых процессов выступает в качестве реакции головного мозга на поступающую в него информацию. При правильной «настройке», возникают предпосылки нормального развития речевого онтогенеза, которые проявляются в получении реакции ребенка на просьбы взрослого, возможности малыша реализовать свой внутренний потенциал.

Поэтому важно внимательно подходить к формированию правильной детской речи. Онтогенез речевых функций проявляется в самом юном возрасте и затем затрагивает все сферы жизнедеятельности человека. Родители, а также общество в целом помогают детям стать увереннее в себе, наращивая вербальный потенциал.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (499) 444-70-29

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108

Записаться
отзывы наших пациентов