Ребёнок не хочет читать — что делать?
В написании статьи участвовал(а)
Вертунова Анастасия Андреевна
Реабилитолог, Невролог
Современным детям трудно сосредоточиться на чтении из-за большого обилия гаджетов и проявлений гиперактивности. Дети, категорически отказывающиеся читать что-то, кроме страниц социальных сетей, — настоящая трагедия для родителей. Что делать, если ребенок не любит читать? Как привить ребенку любовь к чтению? Надо ли заставлять ребенка читать? Оказывают ли свое влияние хронические заболевания или клиповое восприятие на способность к чтению?
Из-за каких причин дети становятся «нечитайками»
Детские психологи Центра детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» считают, что если ребенок совсем не хочет читать, значит, на то есть причины:
- Физические трудности при чтении из-за проблем со зрением встречаются у многих детей. Возможно, ребенок не хочет читать книги из-за дискомфорта в глазах (боли и рези в глазных яблоках, нарушение восприятия из-за отсутствия очковой коррекции). Иногда плохое зрение — это случайная находка врача-офтальмолога перед школой или детским садом. Важно вовремя проходить профилактические медицинские осмотры, а при появлении каких-то подозрений сразу обращаться к врачу. В этом возрасте, как правило, еще можно спасти зрение.
- Последствия тяжелой беременности и родов, операции кесарево сечение, а также гипоксии и асфиксии в родах, травм головы, кровоизлияний в головной мозг. Возникшие органические нарушения в головном мозге, именуемые обычно неврологами, как ГИП ЦНС (гипоксически-ишемическое нарушение центральной нервной системы) или резидуальная энцефалопатия, приводят к нежеланию читать. По этим причинам абсолютно здоровый психически и интеллектуально развитый малыш не может сконцентрироваться на чтении дольше пяти минут, запомнить несколько фраз.
- Сопутствующие хронические заболевания, нарушающие качество жизни ребенка (кислородный обмен, дыхание, переваривание пищи). Запущенный кариес, гастрит, аденоидит, гайморит — вот только немногие причины, по которым дети не хотят читать. Кариес вызывает постоянный дискомфорт и боль, при аденоидите нарушается речевое дыхание.
- Синдром дефицита внимания, различные логопедические нарушения. В таких случаях ребенку сложно, а порой и невозможно сосредоточиться на чтении.
- Влияние гормональных изменений. Очень сложный пубертатный период, когда совсем еще недавно послушные дети становятся неуправляемыми монстрами на пару лет.
- Смена приоритетов. На сегодняшний день читать стало «не модно», ведь это удел «ботанов». Интереснее и круче создавать посты, размещать селфи, снимать видеоролики на собственной страничке в различных социальных сетях.
- Навязанное чтение. А именно, чтение с четырех-пяти лет «из-под палки» малоинтересной для этого возраста литературы приводит к тому, что ребенок отказывается читать, а родители не знают, что делать в этой, казалось бы, неразрешимой ситуации.
- Экранное сознание (клиповое мышление). Результат безграничного использования гаджетов, влияния социальных сетей с дошкольного возраста. Страница текста, поданная без ярких образов, картинок, становится настоящим испытанием для таких детей. Книги они считают бесполезными и неинтересными, поэтому чтение заменяют просмотром телевизора.
- Отсутствие уединения может привести к тому, что ребенок не хочет читать книги и найдет на это причины. В этот пункт можно также отнести отсутствие свободного времени. Родители сегодня в погоне за модой истязают своих детей многочисленными секциями и кружками. Иногда до такой степени, что открыть книгу просто не остается сил.
- Замедленное развитие у мальчика или девочки по сравнению со сверстниками. Если были тяжелые травмы, ребенок перенес наркоз или сильный стресс, возможно, тяжелый переезд и смену языка, в этих случаях стоит немного подождать и не думать, как заинтересовать ребенка учиться читать.
Таких причин может быть множество и у ребенка может оказаться какая-то своя собственная (тяжелый стресс; испуг; длительная болезнь, госпитализация и ассоциации ее с книгами и, наконец, ребенок просто не любит читать), почему он не хочет читать. Но говорить о такой «нелюбви» до восьми-девяти лет рано, поскольку мозг еще недостаточно созрел, а навык не сформировался.
Как пробудить интерес к чтению
Чтобы привить ребенку любовь к чтению, нужен хороший пример, такой, как много и с удовольствием читающие родители. Ассоциации с чтением должны быть приятными: любовь и забота, дружба и интерес, удовольствие и принятие, семья и тепло, чашечка горячего ароматного какао за чтением любимой книги. А лучшим средством для убеждения послужит хорошая библиотека.
Как приучить ребенка читать, подскажут специалисты нашего Центра. Несколько важных советов, которые точно в этом помогут.
Заставить ребенка полюбить читать нельзя, так как этому можно только научить и показать на своем примере. Родителям необходимо выбрать время и посетить вместе с ребенком книжный магазин, остановиться на той книге, которая будет интересна обоим. Книга должна стать объектом желания, который хочется схватить и убежать с ней как можно быстрее из магазина домой. И вот у родителей в руках красивая книга с яркими иллюстрациями, приятная на ощупь, с особенным запахом, в обложке из натуральных материалов. Нужно помочь и ребенку эту прочувствовать.
Затем можно приступать к чтению, с выражением и эмоционально, можно даже по ролям. Только так удастся помочь ребенку полюбить книги и чтение. Нужно ежедневно находить в дневной суете немного времени, чтобы погрузиться с ребенком в этот особенный, волшебный мир, наполненный увлекательными приключениями, захватывающими сюжетами, яркими красками, удивительными героями и фантастическими существами.
Атмосфера для чтения должна быть уютной, комфортной и приятной. Лучше расположиться в мягком удобном кресле, нежели за школьным столом, напоминающем об учебе. Ребенок должен сам придумать свое идеальное место для чтения, своего рода островок, если за него это сделает родитель, то, скорее всего, нужного эффекта достигнуть не получится. Важно помнить, что научить ребенка любить читать могут только родители, а вот как это сделать, могут подсказать простые советы.
На время нужно отказаться от гаджетов (выключить телевизор, компьютер, убрать подальше телефоны и игровые приставки), так появится свободное время и желание.
Необходимо читать самим в присутствии ребенка, чтобы он встречает книги на прикроватной тумбочке родителей, в сумке, в телефоне, на рабочем столе, пусть в комнате стоит большой книжный шкаф. Нужно обсуждать книги с друзьями и родственниками. Рассказывать с увлечением о судьбах своих любимых книжных героев, о самих книгах, вспоминать истории из школьных лет, о том, как проводили время со своими родителями, как посещали библиотеку. Все дети очень любят слушать про то, как родители были маленькими.
С большим вниманием нужно относиться к рассказам ребенка о прочитанных книгах, спрашивать о героях, его мыслях о них, хвалить и поощрять его. Полезно разрешать ребенку самостоятельно выбирать книги для чтения, помочь ему записаться в библиотеку, показать, как найти книгу в интернете.
Можно рассказать о значении книг в жизни человека. Объяснить, какое преимущество у читающего книги над смотрящим телевизор, как чтение помогает развивать мышление и память, как это поможет в будущем для получения образования.
Необходимо выделять время на совместное чтение или устраивать семейные вечера с чтением книг, на которых прочитать несколько глав из любимой книги и обсудить их друг с другом.
Завоевать доверие ребенка можно, читая ему перед сном. Добрые и интересные истории («Буратино», «Изумрудный город», «Муми-тролли») сблизят родителей и ребенка. Стоит нарочно располагать книги на видных местах, в самом начале можно и журналы с любимыми героями мультфильмов (Смешарики, Фиксики, Ми-ми-мишки, Маша и Медведь), комиксы, художественные альбомы, учебники.
И напоследок
Важно помнить, что детство не должно превращаться в мучение и погоню за другими родителями и их детьми. Чтобы потом не возникало вопросов: «Кто виноват в том, что ребенок не читает? Почему мои дети не любят читать?» Постоянное сравнение с другими: «А вот Павлик — молодец. А ты у нас…» не привьет любви к чтению до школы, а лишь оттолкнет его от книг. У каждого маленького «нечитайки» есть свой ключик к волшебному книжному шкафу, надо только найти его.
В трудном пути обучения своего «нечитайки» нужно следовать трем правилам: позитивность, изобретательность и терпение. Нужно быть внимательными к своему малышу, слушать его и искать лучшие варианты, например, придумывать вместе продолжения книг, новые сюжеты, рисовать сказочных героев — и тогда все обязательно получится.
Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.
Читайте также
«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве
Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.
Телефон
Эл. почта
Адреса
М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1
М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3
М. Марьино: г. Москва, ул. Люблинская, д. 108