Как научить ребенка ходить

В написании статьи участвовал(а)

Бекетова Наталия Юрьевна

Реабилитолог, Невролог

Как правило, большинство детей начинают делать первые шаги в возрасте от 9 месяцев до полутора лет — это норма для любого здорового ребенка, не имеющего специфических патологий развития. Однако многие родители все равно переживают, если ребенок плохо ходит в год или не ходит вовсе. Предлагаем вместе разобраться, стоит ли учить малыша этому навыку, стимулировать его становиться на ножки и делать первые шаги, или дать возможность крохе развиваться в собственном темпе. А также понять, когда следует обращаться за консультацией к ортопеду и невропатологу!

Что о сроках говорят педиатры

Детки развиваются постепенно. В норме они сначала учатся ползать, затем — подниматься, держась за опору, ходить вдоль бортика манежа или придерживаясь за диван. И только потом делают первый шаг в свободное пространство, где никакой поддержки уже нет. Некоторые малыши этап ползания пропускают, некоторые — ползают долго, не желая подниматься. Собственно, поэтому молодые мамочки задаются вопросом, когда ребенок начинает ходить, и можно ли помочь малышу на данном этапе.

Отвечая на вопросы о том, во сколько дети начинают ходить, педиатры обычно сходятся во мнении, что оптимальный возраст для большинства малышей — 12 месяцев. Впрочем, это не отменяет того факта, что есть детки, которые делают самостоятельные шаги раньше — в 9–10 месяцев, а есть и те, кто упорно продолжает ползать до полутора лет. При этом мы говорим о совершенно здоровых карапузах, у которых нет никаких отклонений в развитии. Вообще, запросы в поисковике, как научить годовалого ребенка ходить выглядят пугающе.

На первые шаги ребенка влияет большое количество факторов:

  1. Простуды и другие, не связанные с опорно-двигательным аппаратом, заболевания могут отсрочить попытки малыша делать шаги.
  2. Ребенок только начал ходить самостоятельно и очень неаккуратно упал. Болезненный опыт может отразиться на самом желании пробовать что-то новое. Малыш начнет опасаться падений и на некоторое время может вообще перейти на передвижение ползком.
  3. Ребенок имеет спокойный, неторопливый темперамент. Более активные малыши часто к году уже бегают, размеренные — больше проводят время на руках и «стартуют» ближе к полутора годам.
  4. Ребенок достаточно крупный для своего возраста. Ему будет тяжелее держать собственное тело на ножках, и это тоже отразится на обучении ходьбе. Такой навык требует хорошей физической выносливости.

В общем, далеко не всегда стоит паниковать, если ребенок не ходит в год. Это среднестатистическая норма, не вызывающая никаких волнений.

Если малыш делает первые шаги слишком рано?

К специалистам нашего Центра иногда обращаются мамы, детки которых первые попытки шагать самостоятельно начинают делать уже в 8 месяцев. Здесь важно отметить, что тело ребенка в этот период испытывает довольно мощную нагрузку. Но если ребенок рано начинает ходить без посторонней помощи (никто не стимулирует этот процесс), волноваться не нужно. Вполне вероятно, что для этого конкретного ребенка все идет свои чередом.

А вот подстрекать малыша к хождению на ранних этапах не стоит. Нужно отказаться от идеи поводить его за ручки или посадить в ходунки. Такая инициативность может привести к искривлению ножек. Лучше поучить младенца ползать: такое упражнение способствует укреплению мышц, развивает опорно-двигательный аппарат, обеспечивает хорошую профилактику различных искривлений позвоночника.

Важно помнить, что в 7–8 месяцев мышцы ребенка просто не готовы справляться с ходьбой. И ранние шаги только навредят.

Когда стоит переживать?

Ребенок не ходит: что делать? Часто с этим обращаются молодые мамы к специалистам. А ведь в большинстве случаев волноваться не следует!

Если малыш уже достиг 15–16 месяцев, активно ползает, но становиться на ноги не очень хочет, самое время обратиться к специалистам. Простая консультация в Центре детской речевой неврологии и реабилитации «НейроСпектр» поможет разобраться, почему ребенок не хочет ходить, а также определить, есть ли какая-то неврологическая или ортопедическая проблема, требующая внимания, или все в норме.

Если ребенок так и не сделал первый шаг в 18 и более месяцев, значит, существует патология, которая нуждается в коррекции или лечении.

Как обеспечить эффективное укрепление мышц ног?

Причина нежелания подниматься на ножки может крыться в недостаточности сил в мышцах или гипертонусе. Специальные упражнения для ходьбы ребенка помогают снять существующую проблему, сделать его мышцы более сильными, улучшить координацию. Вот только несколько полезных упражнений:

  1. Для развития умения самостоятельно стоять. Где-то с 9 месяцев можно начинать учить малыша подниматься на ножки. Для этого ребенка сажают перед собой и аккуратно раскачивают, поддерживая бедра. Такое раскачивание стимулирует желание выпрямить ножки. При этом важно следить, поднимается карапуз сам или нет. Если нет, значит, силы в мышцах еще недостаточно, и торопить его не следует.
  2. Для развития координации. Очень полезным предметом в доме, где есть шестимесячный младенец, станет фитбол. Ребенка, который уже уверенно сидит сам, можно усаживать на фитбол к себе спиной и, крепко поддерживая за бедра, понемногу раскачивать. Такое упражнение хорошо развивает опорно-двигательный аппарат и обучает контролировать движения собственного тела.
  3. Обучение малыша навыку подниматься возле опоры. Такие упражнения можно начинать, если карапуз уже сам поднимается на ножки в кроватке или возле дивана. Тогда стоит стимулировать развитие данного навыка, предлагая малышу игрушки на расстоянии. Когда ему, к примеру, нужно будет проползти до дивана и подняться, чтобы достать интересную для себя вещь.
  4. Хождение с опорой. После 9 месяцев малыша, умеющего шагать с опорой на диван, можно учить перемещаться по комнате, опираясь на обруч или специальные ходунки-каталки (не путать с ходунками, в которые ребенка сажают).
  5. Обучение навыку преодолевать небольшие препятствия. Если ребенок начинает ходить в возрасте 9–11 месяцев, нужно обучать его постепенно преодолевать ножками различные препятствия: переступать порожки или игрушки в помещении. Такой навык предупреждает риск неосторожных падений в будущем.

Достаточно взрослых малышей — от 12 месяцев и более — можно стимулировать ходить на улице, держась за собственную коляску. При этом нужно не забывать придерживать саму коляску, чтобы та не разогналась слишком сильно.

Несколько полезных рекомендаций для обеспокоенных родителей

Не надо пытаться поднимать младенца на ножки, если он сам этого не делает. Его тело может быть просто к этому не готово, и своими действиями можно ему навредить. Если ребенок стоит, но не ходит, можно поощрять его к движениям: записаться в бассейн на плавание, делать детские зарядки, учить малыша ползать, проводить занятия с фитболом и пр.

Если ребенок неустойчиво ходит, самое время позаботиться о пространстве в доме, где ему будет достаточно безопасно. Тренировки должны проходить на открытой территории. Малыш ходит вдоль дивана? Нужно убрать стоящий поблизости журнальный столик или цветок: сделать все, чтобы даже неосторожные падения не привели к серьезным травмам.

Стоит почаще оставлять карапуза босиком: хождение без носочков хорошо стимулирует нервные окончания. Так получится не только помочь малышу в обучении ходьбе, но и обеспечить правильное закаливание.

Для ребенка, который делает первый шаг, важно, чтобы ходьба стала средством передвижения, а не непосредственной целью. Можно использовать естественную любознательность карапуза: помогать ему добраться до игрушек или быстрее попасть в ручки к маме. Цели нужно располагайте достаточно близко — в 1–1,5 метрах, постепенно увеличивая это расстояние. Поэтому рассмотрим следующие моменты:

  1. Нет никаких категорических правил о том, как должны ходить дети в год. Не стоит ориентироваться в этом вопросе на сверстников ребенка. И точно не следует впадать в панику, если карапуз только ползает, хотя ему исполнился годик. Всему свое время.
  2. Слишком холодный пол в доме или квартире? Не надо спешить надевать на ребенка ботиночки. Лучше купить ему теплые носочки с прорезиненными фиксаторами на подошве.
  3. Нужно стараться не реагировать ярко на любые падения крохи. Запретите себе громко вскрикивать, впадать в панику. Лучше спокойно подойти к малышу, погладить ушиб, чем-то отвлечь — сделать все для того, чтобы падения не записывались в памяти как что-то страшное и ужасное. Иначе через время придется разбираться с проблемой, что делать, если ребенок боится ходить.
  4. Во время прогулки стоит чаще позволять крохе находиться вне коляски. Непонятно, как стимулировать ребенка ходить? Пусть он двигается, держась за руку взрослого или другую опору: осматривает все вокруг, знакомится с другими детками на площадке. Чем больше стимулировать интерес, тем быстрее и незаметнее окажется сам процесс обучения.
  5. Нужно всерьез озаботьтесь о том, как сделать дом безопасным. Стоит на время убрать все небольшие предметы декора с пола, закрыть острые углы мебели накладками, повесить детские замки на шкафчики, где хранятся опасные средства бытовой химии, колющие и режущие предметы, закрыть заглушками розетки. Важно помнить, что маленькому человеку будет интересно все вокруг!

Нужна информация о том, как правильно учить ребенка ходить? Важно помнить, что малышей нельзя поддерживать под руками! Это опасно, поскольку может навредить позвоночнику и обернуться деформацией стоп. Младенец должен сам опираться на ножки. Поддерживать его можно только за кисти рук или за предплечье.

Стоит ли покупать ходунки?

В стремлении понять, как помочь ребенку научиться ходить, взрослые в разные годы создавали всевозможные приспособления для этого. В какой-то период времени особую популярность среди развивающих товаров завоевали ходунки — специальные кресла на колесах, в которых ребенок мог сидеть, доставая ножками до пола. Отталкиваясь носочками, малыш мог понемногу перемещаться по помещению.

Однако споры насчет ходунков продолжаются по сей день. Есть родители, убежденные в том, что так ребенок учится ходить. Однако это не совсем соответствует действительности. Здесь следует понимать:

  • ходунки категорически запрещены деткам, которые сидят только с опорой или не сидят вовсе: положение тела в этом устройстве негативно влияет на развитие позвоночника;
  • ребенок в ходунках не находится в безопасности — ни в коем случае не следует оставлять его в этом «транспорте» одного (дети могут перевернуться, малыш может подойти к шкафу и дотянуться до опасных предметов и т. д.).

Если это изделие было куплено в надежде, что так получится быстро научить ребенка ходить, можно начинать разочаровываться. В обучении эта вещь абсолютно бесполезна, поскольку не развивает нужных навыков — не помогает тренировать мышцы, не способствует развитию координации, не обучает держать равновесие. Единственное преимущество ходунков — карапуз находится с родителями в одной комнате и не просится на руки, поскольку может двигаться без посторонней помощи.

Важно! Дольше 30 минут в ходунках находиться вредно! Это создает излишнюю нагрузку на позвоночник.

Что делать, если ребенок ходит на носочках

Пока малыш только учится делать первые шаги, ходьба на носочках — абсолютная норма для него. Это просто свидетельствует о том, что у карапуза икроножные мышцы хорошо развиты. А именно они ответственны за движение стопы. Опираясь на пол, кроха автоматически вытягивает ножку и становится на цыпочки. Нужно просто делать специальный массаж, чтобы ребенок начал ходить, опираясь на всю стопу.

Иногда движение «на цыпочках» свидетельствует о наличии некоторых неврологических проблем — это правда. Однако такие проблемы проявляются не только во время ходьбы, должны присутствовать и другие тревожные симптомы. Если их нет, можно не переживать. Если не получается успокоиться, нужно проконсультироваться с детским неврологом.

Какая обувь нужна годовалому ребенку?

Вместо того чтобы искать в интернете информацию о том, во сколько ребенок должен ходить, лучше посмотреть интернет-магазины с правильной обувью для «годовасиков». Очень важно, чтобы первые ботиночки или кроссовки соответствовали следующим требованиям:

  • оснащались достаточно высокой и упругой пяткой, а не мягким задником;
  • имели застежки на липучках или молниях;
  • обладали упругой, хорошо гнущейся подошвой;
  • были достаточно прочными.

Нужно следить также за тем, чтобы внутренний материал ботинок был натуральным: ножки в нем должны дышать и не потеть.

А вот наличие супинатора вовсе не обязательно. Канули в прошлом времена, когда деткам надевали только кроссовки с супинатором, считая, что это может предупредить развитие плоскостопия. На практике наличие супинатора делает мускулатуру стопы более слабой. Лучше, если ножки будут развиваться естественно. В доме обувать малыша и вовсе не следует — пусть бегает босой или в носочках.

Вывод

Самый верный ответ на вопрос, нужно ли учить ребенка ходить — не нужно! Лучше всего позволить природе делать свое дело. Нужно стимулировать малыша, следить за его здоровьем, делать зарядки, однако специально подталкивать к первым шагам не следует. Пусть он пойдет тогда, когда будет к этому готов.

Если причину такого поведения найти не удается, а ребенок продолжает агрессивно играть с игрушками, стоит обратиться к специалисту нашего Центра — детскому психологу.

В написании статьи участвовал(а)

Кожевников Алексей Вадимович

Реабилитолог, Невролог

Следите за нами в социальных сетях

Следите за нами в социальных сетях

«НейроСпектр» — сеть центров детской неврологии и реабилитации в Москве

Будем рады помочь вашему малышу обрести гармонию с миром. Мы сделаем всё возможное, чтобы вы почувствовали радость общения с вашим ребенком и были спокойны за его будущее.

Телефон

+7 (495) 197-75-93

Эл. почта

[email protected]

Адреса

М. Беляево: г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д.18/1

М. Медведково: г. Москва, ул. Широкая, д.3, кор.3

Записаться
отзывы наших пациентов